icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“он€  оролЄва
Ћюди, биографии

 то така€ ћата ’ари?

  • 20169
  • 15

 то така€ ћата ’ари?

 
 то-нибудь знает, кто така€ ћата ’ари? „то-то есть восточное в этом сценическом имени, не правда ли? ѕо крайней мере, так считали и верили в те времена поклонники ћата ’ари. ≈Є псевдоним имеет далеко не восточные корни: с обычного разговорного малайского €зыка Ђћата ’ариї переводитс€ как Ђоко дн€ї (Ђматаї Ц глаз, Ђхариї Ц день), а проще Ђсолнцеї.

 акие теперь ассоциации с ¬остоком?  онечно, восточные танцы. ћата ’ари не кто ина€ как танцовщица восточных танцев, сумевша€ покорить своими движени€ми, красотой и грацией весь ѕариж. ¬осточна€ танцовщица ћата ’ари Ц это не более чем часть сценического образа. Ќа самом деле к ¬остоку она не имела никакого отношени€, да и танцы ее сложно было назвать восточными.

Ѕудуща€ звезда ћата ’ари, дочь јдама «елле и јнтье «елле (девичь€ фамили€ ¬ан дер ћЄлен) ћаргарета √ертруда «елле (таково насто€щее ее им€) по€вилась на свет 7 августа 1876 г. в √олландии в г. Ћеуварден (северна€ нидерландска€ провинци€ ‘рисланд). ћаргарета с детства отличалась большой фантазией, любила переплетать реальность и выдумку. ≈Є прошлое долгие годы оставалось тайной. Ѕудучи признанной ѕарижем танцовщицей, ћата ’ари придумывала себе биографию. ѕричем в разных интервью были разные биографии: то она родилась в »ндии, то на яве.

ќтец ћаргареты был владельцем шл€пного магазина. ≈го бизнес процветал. ј после выгодного вложени€ денег в акции нефт€ной компании, семь€ позволила себе купить дом. ћаргарета была очень красивым ребенком. ќна училась в одной из лучших школ города и была единственной девочкой, котора€ посещала школу в смелых, откровенных плать€х. ”чилась она неплохо, хорошо знала французский, немецкий и английский €зыки, испытывала интерес к драматургии. ≈й нравилось удивл€ть своих друзей, одеватьс€ экстравагантно, быть центром внимани€ и восхищени€ Ц она этим жила.

≈е детство производило впечатление вполне безоблачного. Ќо никогда не бывает все хорошо. ѕосле многих лет финансовых успехов семьи «елле внезапно их материальное положение резко ухудшилось. ¬ 1889 г. отец ћаргареты стал банкротом. ¬след за этим последовал полный распад семьи «елле: развод родителей, смерть матери ћаргареты.

ѕерва€ любовь в жизни ћаргареты была любовь Ђк мундируї, котора€ и привела к скорой свадьбе. 11 июл€ 1895 г. она вышла замуж за офицера колониальной армии –удольфа ћакЋеода и теперь официально стала госпожой ћакЋеод. ћаргарете в то врем€ еще не было 19 лет, а ее супругу уже было 39 лет. »х совместна€ жизнь не была гладкой, даже рождение детей (сын Ќорманн ƒжон и дочь ∆анна Ћуиза или просто Ќон) не смогло сгладить нарастающие с каждым днем конфликты и споры между супругами. ѕосто€нные переезды, сложный характер мужа, его ревность, ведь ћаргарета с каждым годом становилась все привлекательнее и вызывала восхищение мужчин Ц все это нагнетало обстановку в семье. “реть€ жена ћакЋеода описывает своего мужа как Ђжестокого несентиментального человека, всегда называвшего вещи своими именами, неотесанного, но честного солдата с золотым сердцемї.

–удольф очень любил своего сына, он был хорошим отцом. —мерть Ќорманна поставила решающую точку в вопросе о разводе супругов. ƒочь Ќон осталась жить с отцом, а ћаргарета поехала покор€ть ѕариж. — тех пор она больше и не увидит свою дочь.  ак утверждала школьна€ подруга: Ђћаргарета была личностью, а не женщиной материнского типаї.

ѕерва€ попытка устроитьс€ в ѕариже не увенчалась успехом. ћаргарета не умела ничего делать. ≈е перва€ работа натурщицей у художников приносила очень маленький доход, да и студии художников не были столь привлекательными. ѕоэтому она вернулась обратно на родину в √олландию. Ќо и там было не все так безупречно, ведь у нее не было здесь друзей, к которым можно было бы обратитьс€, ни денег на жизнь и никакой финансовой поддержки от мужа. ћаргарета оп€ть думает о поездке в ѕариж.

¬тора€ попытка была более успешной, чем перва€. ћаргарета устроилась в школу верховой езды у месье ћолье. ≈ще в ¬осточной »ндии она получила опыт обращени€ с лошадьми. ќднако, месье ћолье смог убедить ее, что с такой фигурой как у нее она добьетс€ большего успеха занима€сь танцами, а не работа€ с лошадьми. ¬ период первой мировой войны ћаргарета призналась одному из своих друзей, что она никогда не отличалась умением красиво танцевать, а люди приходили на ее выступлени€ лишь потому, что она решилась показать себ€ зрител€м без одежды.

1905 г. Ц врем€ Ђпрекрасной эпохиї: были доступны театры, выставки, музеи, концерты, но парижска€ публика ждала воплощени€ необузданных желаний, жизни, котора€ полна легкомысли€ и очаровани€. ѕеред нами тот самый ѕариж, в котором мужь€ вели двойную жизнь: говорили своим женам комплименты и при этом успевали ухаживать за чужими женами. ¬ таких услови€х ћаргарета просто расцвела.

≈е дебют в качестве восточной танцовщицы состо€лс€ в салоне известной певицы мадам  иреевской, котора€ в то врем€ еще занималась и благотворительностью. ƒебют тут же имел огромный успех.

ѕосле этого ћаргаретой заинтересовалс€ знаменитый коллекционер Ёмиль √име, который предложил ей выступить у него в музее восточного искусства, где была размещена его частна€ коллекци€. Ёмиль √име считалс€ большим специалистом по восточным культурам. ¬р€д ли он был им на самом деле, но несомненно одно Ц он был очарован голландской танцовщицей. ¬ музее √име ћаргарета выступала уже под именем ћата ’ари, так как этот псевдоним куда более вписывалс€ в образ восточной танцовщицы. ѕосле этого выступлени€ о ћата ’ари говорил весь ѕариж.

¬ 1905 г. она выступала в общей сложности около 40 раз: это были выступлени€ в фешенебельных салонах, известных театрах ѕарижа , где дл€ нее специально создавали атмосферу, подобную обстановке музе€ √име, участи€ в одной программе со звездами того времени Ц певицей сопрано Ћиной  авальери, классической танцовщицей, олицетвор€ющей √рецию, јйседорой ƒункан. ¬ общем, ѕариж признал ћата ’ари.

’от€ некоторые критики были недовольны столь смелыми ее танцами.  онечно по теперешним меркам, ее танцы вообще сложно отнести к откровенным. ƒа и если верить воспоминани€м тюремного врача ћата ’ари Ћеону Ѕизару , она не могла похвастатьс€ красотой своей груди, так как во-первых, она была маленького размера, а во-вторых, имела некоторые дефекты. ѕоэтому не в ее интересах было демонстрировать себ€ публике полностью голой.

ћата ’ари не ограничилась одним ѕарижем, она завоевала сердца австрийцев, испанцев, немцев. »зображени€ ћата ’ари украшали открытки, пачки сигарет, жест€ные банки с голландским печеньем.

—пад славы ћата ’ари оказалс€ таким же стремительным, как и ее взлет. ≈й так и не удалось покорить ни одну классическую европейскую сцену, за исключением пары выступлений в ћонте- арло и выступлени€ в ћилане. √лавным ее недостатком оставались ее несерьезный и непосто€нный образ жизни, ее жажда перемен и легкомысленное отношение к деньгам, привод€щее к вечной их нехватке, котора€ толкала ее на посто€нный поиск богатых и щедрых мужчин, способных профинансировать ее роскошную жизнь. ” нее уже были многолетние любовные отношени€ с богатыми мужчинами в ѕариже, јмстердаме, Ѕерлине и ћадриде, но ее расточительность и болезненный страх бедности вели к все новым, обычно мимолетным сексуальным св€з€м с мужчинами, щедро платившими за это.

¬ разгар ѕервой мировой войны, ћата ’ари с очередным любовником-немцем находилась в Ѕерлине. Ќемецкие службы, принима€ ее за русскую шпионку, несколько раз арестовывают ее. Ќаконец ей удаетс€ выехать в нейтральные Ќидерланды. Ќачало войны стало дл€ ћата ’ари катастрофой во всех отношени€х.

Ќачина€ с первых дней войны происход€т массовые волнени€, выступлени€ против иностранных граждан и против лиц, рассматривающиес€ власт€ми как ненадежные дл€ нации. ѕо всем участвующим в войне странам распространилась так называема€ шпиономани€. Ћюбое привычное действие расценивалось власт€ми как подозрительное. ќсобенно в ≈вропе под подозрение попадали женщины.

¬ декабре 1915 г. ћата ’ари вновь вернулась во ‘ранцию. ¬ойна сильно изменила ѕариж и людей, живущих в нем. ќ продолжении карьеры танцовщицы теперь не могло быть и речи. ¬ это врем€ на нее обращает внимание французска€ полици€.

ƒалее начинаетс€ шпионска€ де€тельность ћата ’ари. ќна стала двойным агентом. —амые секретные сведени€ она передавала ‘ранции, а немцев снабжала устаревшей информацией, которую легко можно было найти в газетах.   сожалению, французские власти не оценили важность добытой ею информации и обвинили ее в шпионаже дл€ √ермании. ѕредъ€вленные ей обвинени€ были построены на догадках, как таковых фактов не было.

—удебный процесс над ћаргаретой «елле началс€ 24 июл€ 1917 г. и проходил в закрытой от публичных глаз атмосфере. ќна так и не смогла найти способ разв€зать противоречи€ в своих показани€х о кратковременных, но хорошо продуманных и принесших финансовую выгоду встречах, и убедить суд в своей невиновности.  ак бы она не увер€ла, что ее встречи с немцами носили любовный характер, мнение обвин€емой стороны и прис€жных оставалось непоколебимым.

–ано утром 15 окт€бр€ 1917 г. ћата ’ари расстрел€ли возле крепости ¬енсен в ѕариже. ќна так до конца и не хотела верить в услышанный ею на суде приговор. ѕопытки подать апелл€цию, а также прошение о помиловании президенту ѕуанкаре не увенчались успехом. ѕрошение о помиловании было отклонено, ведь смерть одной иностранной шпионки на фоне сотен тыс€ч смертей французских солдат не была большой потерей.

ѕосле войны истори€ жизни ћата ’ари стала сюжетом множества романов и фильмов (с участием ћарлен ƒитрих, √реты √арбо, ∆анны ћоро). √олливуд видел в ћата ’ари женщину-вамп, до дрожи холодную, эгоистичную, склонную к коварным интригам, расценивающую мужчину как объект эксплуатации, но в то же врем€ очаровывающую мужские сердца неверо€тной демонической силой. Ќо в жизни ћата ’ари было место насто€щей любви Ц любви к молодому российскому офицеру ¬адиму ћаслову, который так и не €вилс€ на суд в качестве свидетел€.

— исторической личностью надуманный персонаж голливудских фильмов практически не имеет ни чего общего. Ѕольшее правдоподобие находит образ Ђэротической шпионкиї ћата ’ари, который так умело придумали секретные службы разных стран. ¬едь именно предполагаема€ шпионска€ де€тельность и, конечно же, танцы сделали ћата ’ари известной не только в те времена, но и в наши дни.


tra
“он€  оролЄва

—ложно было написать небольшую статью об этой знаменитости того времени. ’отелось показать ее не только как звезду, но и как обычную женщину с печальной историей: она так и не состо€лась как счастлива€ жена и люб€ща€ мать своих детей. Ќо зато была слава, внимание мужчин, деньги.

deb
—андра  Ѕойко

¬от уж спасибо) ј то ћата ’ари да ћата ’ари. ј кто така€, не€сно.+

tra
¬асилий ћодеров

“олько сейчас дочитал до конца. »нтересна€ судьба.
‘ундаментальный труд, “он€, снимаю шл€пу.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+