icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
Ћюди, биографии

 то така€ Ћени –ифеншталь?

  • 1650
  • 13

 то така€ Ћени –ифеншталь?

‘.ћ.ƒостоевский (стать€ о нем " то такой ‘едор ћихайлович ƒостоевский?" опубликована 14.03.2014) однажды сказал: Ђ расота спасет мирї. ‘раза красива€, но не мироспасительна€.

 расота сама по себе, а спасение мира Ц само по себе. » не св€заны они между собой никак.

»ной раз адские силы так красивы, что не удержишьс€ Ц эстетически насладишьс€ совершенным их видом.  ак в фильме  опполы Ђјпокалипсис сегодн€ї.  расивые американские вертолеты красиво лет€т под красивую музыку ¬агнера, под знаменитый и грозный Ђѕолет валькирииї, чтобы красивым ракетным выстрелом смести с лица земли вьетнамскую деревушку.

Ќемецкий кинорежиссер Ћени –ифеншталь (Leni Riefenstahl) (1902 Ч 2003) Ц режиссер, классик кино. —туденты, изучающие кинорежиссуру, в об€зательном пор€дке смотр€т ее фильмы Ђ“риумф волиї и Ђќлимпи€ї, мастерски сн€тые и до сих пор производ€щие впечатление на зрител€. Ќесмотр€ на то, что эти фильмы эстетизируют нацистский режим. ¬прочем, за свои симпатии к нацизму Ћени –ифеншталь свое получила. Ќесколько лет судебных преследований и пожизненный остракизм за то, что она благодар€ своему несомненному таланту превратила нацистскую пропаганду в насто€щую красоту.  отора€ должна была спасти мир, во что верили многие, в том числе, и она сама.

’елена Ѕерта јмали€ –ифеншталь родилась в состо€тельной буржуазной семье. ќна выбрала своей дорогой искусство и в 1923 году впервые выступила на театральной сцене и с танцевальными номерами. ≈е женское оба€ние помогало сценическим талантам и умени€м. ћужчинам она нравилась. ќна их очаровывала. », в общем-то, легко мен€ла партнеров.

Ќо после травмы ноги карьера танцовщицы стала невозможной. –ифеншталь встретилась с режиссером художественного кино јрнольдом ‘анком и начала сниматьс€ в его кинофильмах, посв€щенных приключени€м альпинистов. — 1927 по 1931 год она сн€лась в 4 художественных фильмах об альпинистах и приключени€х в горах. ќднажды на съемочной площадке ей пришлось вз€ть в руки кинокамеру, и Ћени –ифеншталь нашла свое призвание. ќна должна быть режиссером!

¬ 1932 году молодой режиссер Ћени –ифеншталь представила публике свой первый фильм Ђ√олубой светї, в котором она, к тому же, снималась в главной роли. Ќа ¬енецианском кинофестивале 1932 года фильм получил золотую медаль.

¬ феврале того же, 1932 года, призошла перва€ встреча Ћени –ифеншталь с √итлером. ќна услышала его выступление в берлинском ƒворце спорта. ‘юрер очаровал ее. ¬ мае 1932 года –ифеншталь написала √итлеру письмо, и спуст€ несколько недель они встретились. ѕовторна€ встреча с √итлером и √еббельсом состо€лась в мае 1933 года. Ќа этой встрече Ћени –ифеншталь получила первый заказ от нацистской партии Ц сн€ть фильм о п€том съезде партии, который должен был проходить в Ќюрнберге. ‘ильм называлс€ Ђѕобеда верыї. ≈го премьера состо€лась 1 декабр€1933 года. Ётот фильм стал дл€ режиссера –ифеншталь пробной работой и своеобразной претензией на будущее.

ѕретензи€ оказалась услышанной. ¬ 1934 году Ћени –ифеншталь получила заказ на съЄмки фильма Ђ“риумф волиї, о следующем съезде национал-социалистической партии Ќ—ƒјѕ, который партийные пропагандисты называли Ђсъездом единства и силыї. —ъемки фильма финансировались из партийной кассы. «а неделю в Ќюрнберге, пока проходил съезд, с 4 по 10 сент€бр€, было сн€то материала на несколько сотен часов. 30 кинокамер позвол€ли вести съемку каждого событи€ одновременно с нескольких точек. »х даже поднимали в небо на дирижабле.

— помощью мастерского монтажа был сделан фильм продолжительностью 114 минут. ¬место хроникального репортажа получилс€ фактически художественный фильм, главную роль в котором исполн€л √итлер. «рители чувствовали это, даже если фюрер отсутствовал на экране. «аданные в начале фильма ритм и движение (главные инструменты киноискусства) не прерывались ни на секунду, Ђзат€гива€ї зрител€, создава€ эффект личного присутстви€ на партийном съезде.

ѕремьера фильма Ђ“риумф волиї состо€лась 28 марта 1935 года. Ќа премьере присутствовал √итлер и нацистска€ партийна€ верхушка. «а этот фильм Ћени –ифеншталь получила множество наград, в том числе и международных.

9 декабр€ 1935 года Ћени –ифеншталь получила заказ на фильм об ќлимпийских играх, которые должны были состо€тьс€ в Ѕерлине летом 1936 года. ¬ работе над фильмом участвовали известные немецкие кинооператоры. ¬ ходе съемок примен€лись новаторские кинотехнические приЄмы. —ъемки велись на земле (в том числе, со специальной операторской тележки, котора€ двигалась параллельно беговым дорожкам), под водой, с верхних точек стадиона, то есть, можно сказать, с воздуха. ¬ съЄмочной группе было 170 человек. ћонтаж фильма длилс€ почти два года. ѕремьера фильма состо€лась 20 апрел€ 1938 года. » снова успех, снова награды, немецкие и международные. ќбщий пафос фильма создавал образ сильной и красивой, национально единой и национально чистой √ермании. «адание партии было выполнено! ѕри этом –ифеншталь не затушевывала успехи спортсменов из других стран, и даже победы чернокожих американских атлетов, столь не понравившиес€ √итлеру, не обошла молчанием.

ќднако, политика потеснила эстетику. ¬ √ермании начались еврейские погромы. ѕоказ Ђќлимпииї в —оединЄнных Ўтатах јмерики и в ¬еликобритании не состо€лс€. Ќо мастерство режиссера никто не оспаривал. ”же после войны, в 1956 году, фильм Ђќлимпи€ї был признан голливудским жюри одним из дес€ти лучших фильмов мирового кино. ћногие спортивные фильмы и репортажи делались и делаютс€ по Ђвыкройкамї Ђќлимпииї.

 расота в очередной раз не спасла мир. √ермани€ разв€зала войну. „ем дл€ страны закончилась эта война, известно. — середины 1945 года до 1952 года Ћени –ифеншталь проходила процесс денацификации. —реди прочего ей предъ€вл€лись обвинени€ в том, что на съемки одного из своих фильмов во врем€ ¬торой мировой войны она привлекала цыган из концентрационного лагер€. Ћени –ифеншталь была оправдана за отсутствием улик. ќднако ее признали Ђсочувствующей нацизмуї или Ц замечательный советский термин Ц Ђпопутчикомї. ¬ 1948 году фильм Ђќлимпи€ї стал лауреатом «олотой медали ћеждународного олимпийского комитета.

Ќовые кинопроекты, которые Ћени –ифеншталь рассчитывала запустить в производство, не реализовались, и Ћени –ифеншталь нашла дл€ себ€ новую нишу. ќна увлеклась фотографией и с апрел€ 1956 года начала совершать экспедиции в јфрику. ≈й в это врем€ было уже 53 года, но она оставалась женщиной энергичной и оба€тельной. ¬ јфрике она прожила несколько лет, снима€ жизнь и обычаи нубийских племен, живших в серединной части —удана. –езультатом трудов стал фотоальбом Ђѕоследние нубийцыї, фотографии в котором были настолько красивы и откровенно сексуальны, что это вызвало упреки многих критиков. –ифеншталь, певицу арийского мифа, объ€вили в возрождении нацисткой идеологии за фотографии людей, которые согласно гитлеровской Ђрасовой теорииї относились к классу Ђнедочеловековї. ќна возражала, что снимает красивые тела, потому что они красивы и привлекают ее сильнее, чем уродство.  расота спасет мир?

ћногих женщин интересует вопрос о том, как сохранить молодость и прит€гательность несмотр€ на возраст. ќб этом, например, хороша€ стать€ Ђ ак сохранить молодость тела после 30 лет?ї, опубликованна€ 02.11.2014. ѕо-видимому, в этом деле важны не только физические упражнени€ и оздоровительно-косметические процедуры, но и характер, то есть, качество врожденное. ѕо-видимому, Ћени –ифеншталь была наделена этим качеством сверх вс€кого предела. ¬ возрасте 68 лет она сошлась с 28-летним кинооператором ’орстом  еттнером. »х совместна€ жизнь продолжалась еще 38 лет. «начит был в этой даме запал, по мощности сравнимый с €дерной бомбой!

» снова неутомимые поиски красоты. ¬ 72 года она получила удостоверение аквалангиста и с 1976 по 2000 год совершила 2 тыс€чи погружений, снима€ вместе с ’орстом  еттнером фильм Ђѕодводный мирї и множество фотографий дл€ книги Ђ оралловые садыї. ƒл€ Ћени –ифеншталь красота формы была всегда важнее, чем содержание, которое это форма передавала. Ќацизм в его попытке достигнуть всеобщего счасть€ (в пределах одной нации и под властью одного фюрера) она видела таким же привлекательным, как черные и коричневые тела нубийцев, длинные половые члены их мужчин и большие груди их женщин. » не менее привлекательными виделись ей подводные коралловые сады и их безмолвные обитатели. “ем более, что в те коралловые рифы на ћальдивах, где снимали свои фильмы и фотографии ’орст  еттнер и Ћени –ифеншталь, акулы не заплывали.

ј вот нубийцам повезло меньше. –азразивша€с€ война в —удане фактически извела под корень небольшое плем€, в котором когда-то снимала свой фотоальбом Ћени –ифеншталь. ¬ 2000-м году она убедилась в этом, посетив —удан.  расота в очередной раз не спасла мир. ƒаже такой маленький, как мир нубийцев племени  ау.

Ћени –ифеншталь скончалась 8 сент€бр€ 2003 года, через две недели после того, как отпраздновала свой 101-й день рождени€. —путник еЄ жизни, кинооператор ’орст  еттнер, которому исполнилс€ уже 61 год, был у ее постели до самого конца.

” Ћ.–ифеншталь не было детей. ћожет быть в этом и состоит судьба привлекательных женщин? ѕролететь красивой кометой по небу жизни, никого своей красотой не спасти и не согреть. » исчезнуть без следа.


top
Halida Rojkova

ќна была талантливым человеком! » прожила удивительную жизнь!

spe
ёли€ ƒворникова

"ј если так, то что есть - красота? » почему еЄ обожествл€ют люди? —осуд - она, в котором - пустота? »ли - огонь, мерцающий в сосуде?" Ћени –ифеншталь - огонь. я помню отрывки из еЄ "ќлимпии". ¬печатление, что в играх принимают участие живые античные Ѕоги. Ёто, действительно, не еЄ вина, что "политика потеснила эстетику".

mas
ћарк Ѕлау

‘отоиллюстрации к статье.  ак же здесь без них?

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+