icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ћарк Ѕлау
»нтересные факты

 то придумал отрицательные числа?

  • 6765
  • 5

 то придумал отрицательные числа?

¬
¬ древние времена человек, который умел считать, казалс€ колдуном. Ќе все грамотные люди владели подобным Ђколдовствомї. —читать умели, в основном, писцы, а еще, конечно, купцы.

Ќо даже те, кто умел считать, то и дело сталкивались с какими-то загадками и Ђподводными камн€миї. —ложение, самое простое арифметическое действие, освоить при определенном воображении было можно. Ќадо было только представить, что одинаковые палочки, камешки, ракушки один раз Ц это овцы, другой раз Ц плоды, а в третий Ц и вовсе звезды на небе. ј дальше Ц просто. «най себе, прибавл€й к палочке палочку и считай общее количество. ѕриблизительно так и нас обучали счету в первом классе.

ј вот с вычитанием уже начинались проблемы. Ќе всегда получалось вычесть из одного числа другое. »ногда отнимаешь, отнимаешь, гл€дь Ц ничего уже не осталось. Ќечего больше отнимать! “ак что вычитание было действием мудреным и не всегда его произвести удавалось.

ѕравда, можно было бы исхитритьс€ и вз€ть счетные палочки двух цветов, например, черные и белые. “огда можно было бы вычитать белые палочки, а потом, когда ничего не останетс€, начать выкладывать черные палочки, как бы про запас. ¬ этом случае вычитание можно было бы произвести всегда. ѕравда, результат, выраженный в черных палочках, трудно было бы растолковать. ƒопустим, две белые палочки Ц это две овцы. ј две черные палочки Ц это сколько овец?

Ќо тут пришли бы на помощь купцы. Ђ¬се пон€тно!ї Ц сказали бы они. Ц Ђƒве черные палочки Ц это две овцы, которые ты должен отдать, но пока еще не отдал. Ёто долг!ї

» св€тые отцы, подумав, их бы поддержали. Ђ¬ самом делеї, Ц сказали бы они Ц Ђћы считаем годы от рождества ’ристова. Ќо ведь и до того жили на свете люди. «начит, черные палочки Ц это годы, которые остались от какого-либо древнего событи€ до начала нашего летоисчислени€ї

¬ общем, мы придумали толкование отрицательных чисел за минуту. „еловечеству же на это понадобилось тыс€чу с лишним лет. » в тринадцатом веке об отрицательных числах (и не только о них) узнали в ≈вропе. ¬ 1202 году купец (оп€ть купец, никуда от них, купцов, не денешьс€!) Ћеонардо ѕизанский (1170 Ч 1250) издал руководство по арифметике, в котором он изложил то, что узнал из математических книг на арабском €зыке, которые прочел, быва€ по торговым делам в ≈гипте. ј именно, пон€тие о нуле (то есть о цифре, котора€ обозначает отсутствие числа), пон€тие о позиционной записи чисел (то есть о том, как любое число написать с помощью всего лишь дес€ти цифр), и правила арифметических действий с числами, записанными подобным образом. —реди прочего, Ћеонардо ѕизанский описал и числа, получающиес€ при вычитании из меньшего числа большего, то есть отрицательные числа. Ћеонардо показал также, что с помощью таких чисел удобно записывать убытки или долги. Ѕыл он великий математик, Ћеонардо ѕизанский. ≈го знали также под кличкой ‘ибоначчи (сын Ѕоначчи). ќдно из открытий ‘ибоначчи Ц особенна€ последовательность чисел, которые в то врем€ считались математическим изыском. ј в наше врем€ числа ‘ибоначчи широко примен€ютс€ не только в математике, но и в естествознании и даже в экономике.

¬ообще, проблемы, подобные вышеописанным проблемам с отрицательными числами, возникали со всеми Ђобратнымиї арифметическими действи€ми. ƒва целых числа можно было перемножить, и в результате получалось целое число. ј вот результат от делени€ двух целых чисел целым числом оказывалс€ не всегда. Ёто тоже приводило к недоумени€м.  ак в детском стихотворении у —.ћаршака: Ђј вышло у мен€ в ответе: два землекопа и две третиї. “о есть, дл€ того, чтобы результат делени€ существовал всегда, пришлось ввести, освоить и пон€ть, так сказать, Ђфизический смыслї дробных чисел. ¬ наше врем€ этому учат во втором классе. „еловечество же осваивало дробные числа без малого тыс€чу лет. » снова Ц спасибо купцам! ¬от уж кому об€зана своим прогрессом математика!

”же в 18-м веке математики придумали специальные числа дл€ того, чтобы получалось еще одно Ђобратноеї действие, извлечение квадратного корн€ из отрицательных чисел. Ёто Ц так называемые Ђкомплексныеї числа. ѕредставить их сложно, но привыкнуть к ним Ц возможно. » польза от применени€ комплексных чисел больша€. —уществование этих Ђстранныхї чисел значительно облегчило расчет сложных электротехнических цепей переменного тока, а также позволило рассчитать профиль авиационного крыла.


deb
¬ероника √олубева

 ак всегда, превосходно. »счерпывающий ответ + увлекательный экскурс в глубь веков, оп€ть +

spe
Ћариса ѕопруга

ќтличное объ€снение++++
» еще € не знала, что великий математик ‘ибоначчи был купцом

spe
ћилана √ейко

ѕрисоедин€юсь к девочкам - отлично и замечательно!!! ++++ :):):)

spe
√алина „еревык

»нтересно, динамично, информативно и что при€тнее всего - пон€тно (: —пасибо за информацию. “ак вот они какие молодцы-купцы..(=

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+