icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Праздники

Кто и как празднует День рождения Бога-Обезьяны?

  • 379
  • 1

Кто и как празднует День рождения Бога-Обезьяны?

О
Обезьяны у нас не в чести. Сравнение человека с этим животным отнюдь не считается комплиментом, а некоторые не особенно сознательные граждане даже отказываются признавать теорию эволюции на том основании, что она намекает на их родство с обезьянами… Но встречается в мире и иное отношение к нашим собратьям по отряду приматов! Есть даже страны, где почитают бога-обезьяну и справляют в его честь особый праздник. Эти страны – Индия и Сингапур.

Бог в образе обезьяны – Хануман – весьма известный персонаж индуистской мифологии. Отцом его был бог ветра Ваю, а матерью – апсара Пунджистала (апсары – это полубогини, покровительствующие водам и облакам, нечто вроде греческих нимф). Как и его отец, Хануман мог летать, быстро перемещаться и был невероятно силен, он понимал птичий язык, от Брахмы он получил неуязвимость к любому оружию, а бог солнца Сурья научил его всему, что знал сам. Правда, из-за проклятия отшельников, над которыми Хануман любил подшучивать в детстве, он забыл обо всех своих замечательных способностях и вспоминал только тогда, когда кто-то нуждался в его помощи.

Хануман помог Раме спасти супругу Ситу, которую похитил ракшаса, отыскал холм с целебными травами и сделал немало других добрых дел. Когда же его друг Рама решил отправиться на небеса, Зануман остался на земле до тех пор, пока люди чтят Раму – и стал одним из семи бессмертных, почитаемых в индуизме. Бог-обезьяна почитается как покровитель деревенских жителей и наставник в науках.

День рождения бога-обезьяны – Хануман-джаянти – индусы празднуют в полнолуние месяца чайтра (между 21 марта и 20 апреля). В этот день принято читать «Хануман-чалису» – поэму-восхваление, посвященную Хануману – и его мантры. В храмах и в домах верующих в течение всего дня совершают пуджи – обряды религиозного поклонения – в ходе которых Хануману предлагается пища: фрукты и бетель – вечнозеленое лекарственное растение, которое используется еще и в качестве приправы. На лоб наносят синдур, красный порошок из киновари или оксида свинца, которым в Индии украшают женские прически и ритуальные предметы.

В храмах проводятся не только богослужения, но и спектакли, в которых рассказывается о подвигах Ханумана. В этот день полагается соблюдать пост, но – в отличие от христианской традиции – пищевое воздержание не предполагает отсутствия развлечений: в течение всего дня идут красочные шествия, повсюду музыка и танцы. С особым размахом Хануман-джаянти отмечают в городе Варанаси на Ганге – здесь празднество длится пять дней и на него съезжаются артисты со всей Индии.

Из Индии почитание бога-обезьяны распространилось на многие страны Юго-Восточной Азии, в том числе – на Китай. Здесь бога-обезьяну знают под именем Сунь Укун, правда, предания о нем отличаются от индийских. Сунь Укун родился из камня и стал царем обезьян, преодолев водопад. Не желая стареть и умирать, он отправился на поиски наставника, который научил бы его бессмертию – и нашел в лице даоса, научившего его превращениям, полетам на облаке и другим магическим действиям. Правда, бессмертия он достиг другим способом – выпив эликсир бессмертия во дворце, куда его не пригласили на пир. В целом, Сунь Укун отличался весьма своевольным и буйным нравом, за что Будда заточил его под Горой Пяти стихий. Оттуда его освободил монах, направлявшийся в Западный рай за священными буддийскими писаниями. В благодарность Сунь Укун защищал монаха в пути.

Культ бога-обезьяны пришел из Китая в Сингапур. Здесь день рождения этого персонажа празднуют 2 октября – и весьма пышно. Но если вы желаете поприсутствовать на этом празднике, будьте готовы к шокирующему зрелищу, а если вы боитесь вида крови, лучше вообще откажитесь от этой мысли. Когда пышная праздничная процессия движется вокруг храма, в ней присутствуют многочисленные посредники между миром людей и миром духовным, пребывающие в состоянии транса – они покачиваются, подпрыгивают. В знак преданности богу-обезьяне и в память о его мужестве и подвигах эти люди истязают себя копьями, иглами и пиками. Прибавьте к этому громкую музыку и взрывы многочисленных петард – и вы поймете, какое это незабываемое зрелище. Если вы хотите посетить такой праздник в Сингапуре, помните, что там не принято участвовать в праздничной процессии и тем более – входить в храм в одежде, не закрывающей плечи, ноги и руки.

mas
Марк Блау

В аэропорту Бангкока есть статуя, представляющая сцену из "Рамаяны". Очень впечатляет.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+