Бог в образе обезьяны – Хануман – весьма известный персонаж индуистской мифологии. Отцом его был бог ветра Ваю, а матерью – апсара Пунджистала (апсары – это полубогини, покровительствующие водам и облакам, нечто вроде греческих нимф). Как и его отец, Хануман мог летать, быстро перемещаться и был невероятно силен, он понимал птичий язык, от Брахмы он получил неуязвимость к любому оружию, а бог солнца Сурья научил его всему, что знал сам. Правда, из-за проклятия отшельников, над которыми Хануман любил подшучивать в детстве, он забыл обо всех своих замечательных способностях и вспоминал только тогда, когда кто-то нуждался в его помощи.
Хануман помог Раме спасти супругу Ситу, которую похитил ракшаса, отыскал холм с целебными травами и сделал немало других добрых дел. Когда же его друг Рама решил отправиться на небеса, Зануман остался на земле до тех пор, пока люди чтят Раму – и стал одним из семи бессмертных, почитаемых в индуизме. Бог-обезьяна почитается как покровитель деревенских жителей и наставник в науках.
День рождения бога-обезьяны – Хануман-джаянти – индусы празднуют в полнолуние месяца чайтра (между 21 марта и 20 апреля). В этот день принято читать «Хануман-чалису» – поэму-восхваление, посвященную Хануману – и его мантры. В храмах и в домах верующих в течение всего дня совершают пуджи – обряды религиозного поклонения – в ходе которых Хануману предлагается пища: фрукты и бетель – вечнозеленое лекарственное растение, которое используется еще и в качестве приправы. На лоб наносят синдур, красный порошок из киновари или оксида свинца, которым в Индии украшают женские прически и ритуальные предметы.
В храмах проводятся не только богослужения, но и спектакли, в которых рассказывается о подвигах Ханумана. В этот день полагается соблюдать пост, но – в отличие от христианской традиции – пищевое воздержание не предполагает отсутствия развлечений: в течение всего дня идут красочные шествия, повсюду музыка и танцы. С особым размахом Хануман-джаянти отмечают в городе Варанаси на Ганге – здесь празднество длится пять дней и на него съезжаются артисты со всей Индии.
Из Индии почитание бога-обезьяны распространилось на многие страны Юго-Восточной Азии, в том числе – на Китай. Здесь бога-обезьяну знают под именем Сунь Укун, правда, предания о нем отличаются от индийских. Сунь Укун родился из камня и стал царем обезьян, преодолев водопад. Не желая стареть и умирать, он отправился на поиски наставника, который научил бы его бессмертию – и нашел в лице даоса, научившего его превращениям, полетам на облаке и другим магическим действиям. Правда, бессмертия он достиг другим способом – выпив эликсир бессмертия во дворце, куда его не пригласили на пир. В целом, Сунь Укун отличался весьма своевольным и буйным нравом, за что Будда заточил его под Горой Пяти стихий. Оттуда его освободил монах, направлявшийся в Западный рай за священными буддийскими писаниями. В благодарность Сунь Укун защищал монаха в пути.
Культ бога-обезьяны пришел из Китая в Сингапур. Здесь день рождения этого персонажа празднуют 2 октября – и весьма пышно. Но если вы желаете поприсутствовать на этом празднике, будьте готовы к шокирующему зрелищу, а если вы боитесь вида крови, лучше вообще откажитесь от этой мысли. Когда пышная праздничная процессия движется вокруг храма, в ней присутствуют многочисленные посредники между миром людей и миром духовным, пребывающие в состоянии транса – они покачиваются, подпрыгивают. В знак преданности богу-обезьяне и в память о его мужестве и подвигах эти люди истязают себя копьями, иглами и пиками. Прибавьте к этому громкую музыку и взрывы многочисленных петард – и вы поймете, какое это незабываемое зрелище. Если вы хотите посетить такой праздник в Сингапуре, помните, что там не принято участвовать в праздничной процессии и тем более – входить в храм в одежде, не закрывающей плечи, ноги и руки.