Как повествуют Евангелия, долгие годы ждали жители восточных стран явления Мессии, о котором говорили пророки, что придет Он царствовать над миром и спасти людей от гибели. Но прежде послал Господь людям особого пророка – Предшественника, или как это тогда звучало Предтечу. Имя тому пророку было Иоанн и известен он был тем, что когда он еще не родился, а находился в материнском чреве, он сумел почувствовать рождение Иисуса и возрадоваться ему.
По велению Господа Иоанн Предтеча стал крестить верующих водами реки Иордан. Крещение – по-гречески «погружение в воду», было символом очищения. Крещение было призвано возвестить, что с души того, кто раскается и искренно уверует, смоет Иисус все прегрешения, как вода смывает грязь с тела человека. Именно поэтому пророка Иоанна также стали звать Иоанном Крестителем.
Люди благоговели перед ним и данной им Господом силой просвещать и приводить к вере людей. Однако, сам Иоанн всегда говорил приходящим к нему за крещением: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).
День за днем Иоанн проповедовал на берегу реки Иордан, пока однажды за крещением к нему не пришел сам Иисус. Креститель счел себя недостойным совершать обряд над самим Сыном Божиим, но Иисус убедил его и обряд состоялся. Конечно, будучи безгрешным, Сын Божий не нуждался в крещении для очищения духа своего. Напротив, погрузившись в воды реки, он освятил их присутствием своим.
А Богоявлением этот праздник зовут потому, что в момент принятия Иисусом крещения снизошел на него Дух Святой в виде голубя, и раздался Голос с небес, говорящий: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11). Впервые смогли видеть в этот момент люди явление Господа во всех его ипостасях: принимающего крещение Сына, говорящего с небес Отца и спускающегося в образе белоснежного голубя Духа Святого. С этого чудесного момента и начался земной путь Иисуса, Сына Божия, пройденный для спасения всего человеческого рода.
И до наших дней сохранилась традиция принимать омовение в Крещенскую ночь. Невозможно сосчитать всех верующих, желающих смыть с тела и души своих тяжесть накопившихся грехов. Даже в России, где во время празднования Крещения царят сильнейшие морозы, в честь этого праздника названные крещенскими, верующие приходят к рекам, где принимают омовение в проруби. Каким бы лютым не был холод, число верующих из года в год приходящих к заледеневшим рекам лишь растет.
Как тысячи лет назад своим погружением в воды реки Иордан освятил их Иисус, так и в наши дни в чудесную Крещенскую ночь освященными считают воды каждой реки, где проводится омовение в честь великого праздника.