icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ладислав „ерных
ѕраздники

 ак проходит национальный удмуртский праздник √ербер?

  • 1537
  • 4

 ак проходит национальный удмуртский праздник √ербер?

√ерберЕ хмЕ а что такое √ербер? ј ну-ка, давайте покатаем это слово на €зыке Ц гер-бер!  ак камушки грем€т. ј на ум приход€т то ли гербарий, то ли гербера с гербалайфом, то ли вообще страшный  ербер, а кому и правозащитница јлла √ербер, что не лучше  ербера). Ќо не пугайтесь, это всего лишь название одного из праздников, очень попул€рного в удмуртских кра€х. » хорошо, что нам не пришлось проговаривать другие слова удмуртского €зыка, ибо без навыка многие из них весьма сложны дл€ произношени€. Ќу да к делуЕ

ћногие века назад, когда выживание человеческих сообществ напр€мую зависело от того, насколько рь€но они сеют, пашут или закидывают сети, праздники человечьи были все больше прив€занными к сельхозкалендарю. Ќе стала исключением и народность удмуртов, или вот€ков, уютно проживавша€ в ѕрикамье и ѕредуралье.  ак и многие другие окрестные этносы, удмурты в основном занимались пашенным земледелием и придавали процедуре пахоты весьма большое значение Ц настолько большое, что посв€тили ей один из своих праздников Ц √ербер.

Ќазвание √ербер происходит от вот€цких слов Ђгерыї - плуг, и Ђберэї - после, позади, что уже дает пон€ть, в какой период времени проводилось это празднество. ¬ старину √ербер отмечалс€ весной, сразу по окончании пахоты и сева, строгой даты у него не было. ” местных жителей бытовало поверье, что земл€ после обработки €вл€етс€ беременной, и нельз€ еЄ до срока ранить ни мотыгой, ни сохой. «емлепашцу в эти дни перед сенокосами выпадал совсем коротенький отдых, который посв€щалс€ праздновани€м и сакральным меропри€ти€м.

¬ старину в разных районах ”дмуртии праздник называли по-разному. «валс€ он и √ырон Ѕыдтон, и  уарсур, и √ужом ёон, и даже, прости господи, ѕинал ћудор. Ќо во всех местах действо было примерно одинаковым Ц общинники под камлани€ местного €зыческого св€щеннослужител€ гурьбой обходили пол€ и совершали курискон - молили бога-творца »нмара и его зама по плодородию  ылчына о богатом урожае. ѕосле чего совершали жертвоприношение Ц закалывали на поле упитанного тельца и делали с его м€сом обр€довый мультизлаковый кулеш из разных видов зерен.

ѕосле сакрального перекуса народ начинал пл€сать, петь, выбирать невест и устраивать разные увеселени€. ƒевушки принар€жались, а парни устраивали сост€зани€, жела€ сыскать их расположение. ¬еселью немало способствовало и то, что кажда€ хоз€йка двора была об€зана принести на гул€ни€ фл€жку местной домодельной водки-кумышки. Ётому пункту в программе празднества придавалось очень большое значение. »звестно даже, что когда матушка ≈катерина ¬елика€ вводила госмонополию на водку и запрещала частное винокурение, дл€ вот€ков по их слезной челобитной было сделано исключение ради праздника.

Ўли годы, и постепенно празднование √ербера переместилось на более удобное дл€ массовых гул€ний врем€ Ц окончание летнего солнцесто€ни€. ”ченые-этнографы до сих пор не имеют общего мнени€, как и когда весенний праздник стал летним, есть верси€, что √ерберов изначально было два Ц ранний большой и поздний малый. »звестно лишь, что в конце XIX века он четко ассоциировалс€ с ѕетровым днем, на празднестве по€вились православные св€щенники, а в текстах курисконов упоминались уже ’ристос и св€тые. ¬еро€тно, произошла характерна€ дл€ €зыческих традиций прив€зка их к христианским праздникам.

ѕосле революции традици€ отмечать √ербер, разумеетс€, прервалась Ц она никак не вписывалась в новую идеологию. » только в 1992 году празднование возобновилось. ѕравда, никаких религиозных мотивов в торжественных меропри€ти€х уже не наблюдаетс€. ‘иксированной даты они не имеют. ¬ какой-нибудь из июньских выходных на лугу в этнографическом музее-заповеднике Ћудорвай провод€тс€ конкурсы на лучший национальный костюм, выставки разного мелкого народного творчества. ќсобенно обильно представлены издели€ из бересты Ц удмурты по ним большие мастера. ѕо-прежнему на кострах варитс€ ритуальна€ каша в огромных котлах. ¬о врем€ торжественного собрани€-митинга происходит награждение лучших хлеборобов.

Ћично ѕрезидент ”дмуртии посещает празднество и обходит все лавки народных умельцев, никогда не уход€ без покупки. ” тамошнего народонаселени€ в этот день есть редка€ возможность напр€мую пообщатьс€ с любимым руководителем и другими свитскими чиновниками разного ранга. Ќа праздник собираютс€ несколько тыс€ч человек, приезжают гости из разных регионов –оссии и из-за рубежа. ¬се охотно дегустируют блюда местной кухни, посещают мастер-классы по изготовлению удмуртских национальных свистулек и соломоплетению, учатс€ национальным танцам и художественной лепке из глины. √ул€ющих услаждают фольклорные ансамбли песни и пл€ски. —таринный народный обычай продолжает жить новой жизньюЕ


top
Halida Rojkova

»нтересный праздник! Ќикогда о таком не слышала, спасибо, ¬ладислав, просветили.

spe
ёли€ ƒворникова

ќй!  ака€ интересна€ стать€! ¬ообще люблю о национальных традици€х, а праздники - особенно! ј тут ещЄ и так живо всЄ описано! „удесно!++++++

pro
“амара ћеркулова

"уютно проживавша€ в ѕрикамье и ѕредуралье" - € бы не сказала, что уютно. ћожет быть, компактно?

spe
¬ладислав „ерных

“амара, IMHO, вполне уютно - климат дл€ земледели€ подход€щий, соседи после присоединени€ к –уси не досаждали. ¬ промежуток времени от »вана IV до ѕетра I их даже налогами не облагали, да и потом не больше других притесн€ли. ¬от из Ѕрокгауза и ≈фрона цитата: "÷арь јлексей ћихайлович, подтвержда€ прежде данные вот€кам льготы, предписывал власт€м: вот€ков во всем от русских людей оберегать, чтобы им никаких обид и налогов чинимо не было."

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+