icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
»нтересные факты

 ак и почему объединились »льф и ѕетров?

  • 385
  • 3

 ак и почему объединились »льф и ѕетров?

“ворчество Ц литературное в том числе Ц дело исключительно личностное, а потому личное, в нем не только третий, но и второй Ц лишнийЕ “ем не менее, истори€ литературы знает примеры весьма успешных творческих союзов: брать€ —тругацкие, брать€ ¬айнерыЕ но брать€ Ц они брать€ и есть: родились в одной семье, вместе выросли Ц один мир на двоих, неудивительно, что и в творчестве они вместе. Ќо были на свете два писател€, которые не состо€ли друг с другом в родстве Ц даже отдаленном, но их невозможно представить друг без друга. »х звали »ль€ ‘айнзильберг и ≈вгений  атаев, но читател€м они известны как »ль€ »льф и ≈вгений ѕетров.

Ќачалось все в 1925 году в ћоскве, во ƒворце “рудаЕ это так называетс€ красиво Ц Ђдворецї, а на самом деле это было некоторое подобие муравейника, где размещались редакции множества газет и журналов, в их числе Ц газеты Ђ√удокї. ¬от тут и работали наши героиЕ точнее, работали они в особой комнате, котора€ именовалась Ђ„етвертой полосойї.  онечно, в то врем€ еще мало кто сомневалс€, что еще немного Ц и советска€ власть наладит все-все, но пока это золотое врем€ еще не наступило, труд€щиес€ то и дело выражали недовольство по поводу отдельных недостатков, и единственным доступным способом это сделать было письмо в газету. ¬от только публиковать эти послани€ в натуральном виде было нельз€ Ц по причине отсутстви€ литературных достоинств и присутстви€ далеко не литературной лексики, а вот сделать из них хорошие фельетоны Ц почему бы и нет? »менно этим и занимались в Ђ„етвертой полосеї, по словам одной курьерши, Ђшесть здоровенных мужиковї, которые Ђсид€т и ничего не делают Ц только пишутї.

ƒвум€ из этих шестерых были »ль€ ‘айнзильберг и ≈вгений  атаевЕ да-да, тот самый  атаев Ц ЂЅелеет парус одинокий, Ђ—ын полкаї и другиеЕ то есть, конечно, не он сам, а его младший брат Ц не менее талантливый, но менее уверенный в своем таланте. ¬прочем, помимо написани€ фельетонов дл€ газеты Ђ√удокї у них было еще одно дело Ц издавать газету, так сказать, дл€ внутреннего пользовани€. Ќазвание было подход€щее Ц Ђ—опли и воплиї (любили в газетах того времени рифмовать заголовки Ц не всегда получалось удачно, вот это и поддели), а содержание ее составл€ли всевозожные л€псусы и штампы, которые то и дело Ђпроползалиї в печатное слово (может, сегодн€ стоило бы создать дл€ такого рода Ђперловї специальный сайт Ц да никакого дискового пространства не хватит). Ётих молодых дарований побаивалс€ даже главный редактор!

¬прочем, писатель ¬алентин  атаев познакомил своего брата с другим начинающим литератором не только и не столько дл€ фельетонов. ќн хотел, чтобы ≈вгений вместе с ним Ђнабил рукуї в качестве Ђлитературного неграї Ц пусть разработают предложенный им сюжет, потом можно будет опубликовать в соавторстве Ц разумеетс€, им€ ¬алентина  атаева будет первымЕ » вот, Ђлитературным неграмї был предложен сюжет Ц ¬.  атаев даже не выдумал его сам, а позаимствовал у ј.  онан ƒойл€ Ц есть у великого английского писател€ рассказ ЂЎесть Ќаполеоновї. √ерой вел весьма загадочно: задалс€ целью собрать шесть одинаковых бюстов французского императора, а когда находил очередной Ц сразу разбивалЕ а объ€сн€лось все очень просто: в одном из бюстов был спр€тан ценнейший бриллиант. ≈сли спр€тать бриллианты во что-то более прозаическое Ц скажем, в стул Ц получитс€ даже забавноЕ

» работа пошла. ѕисатели были непохожи друг на друга, в чем-то даже противоположны: ѕетров ( атаев) был склонен, по выражению соавтора, Ђтр€стись над написанным, как купец над золотомї, »льф Ц напротив Ц призывал Ђне бо€тьс€ выкорчевыватьї. ѕроверить мысль или слово на банальность было очень просто: если пришло в голову обоим Ц значит, никуда не годитс€Е ќсобенно бесцеремонно вел себ€ ќстап Ѕендер: задуманный как второстепенный персонаж, он нахально пролезал в каждую главу. ѕисатели Ц так и быть Ц позволили ему быть главным героем, но в финале все-таки убилиЕ

» вот, первый совместный роман был написанЕно, как мы помним, он должен был украсить творческую биографию ¬алентина  атаева. » вот тут Ђлитературные негрыї взбунтовались Ц не отдали ему роман, пообещав выкуп в виде золотого портсигара. ќбещание свое они выполнили Ц вот только в дорогих вещицах они не очень-то разбирались, так что портсигар оказалс€ дамскимЕ впрочем, они ведь и не обещали мужской!

“ак или иначе, роман, получивший название Ђƒвенадцать стульевї, был издан в 1928 году как произведение »льи »льфа и ≈вгений ѕетрова. ¬ тот же год по€вились другие произведени€ Ц цикл сатирических новелл ЂЌеобыкновенные истории из жизни города  олоколамскаї, повесть Ђ—ветла€ личностьї о простом советском служащем, ставшем невидимкой, годом позже Ц Ђ1001 день, или Ќова€ Ўахерезадаї Ц сборник рассказов об јли-бабе и сорока счетоводах, —индбаде-управделе и других хорошо знакомых читателю персонажах. ¬ 1931 году писатели воскресили ќстапа Ѕендера, столь необдуманно зарезанного в первом романе, и написали новую книгу с его участием Ц Ђ«олотой теленокї. —оздали они вместе и сценарий дл€ фильма Ђќднажды летомї. ¬ 1935 году писатели отправились в —Ўј и за три мес€ца пересекли страну на автомобиле Ц результатом стала книга Ђќдноэтажна€ јмерикаї. ¬еро€тно, читатели ждали гневной сатиры на капитализм Ц но получилась очень добра€ книга о повседневной жизни простых американцевЕ

¬озможно, творческий союз подарил бы миру еще немало прекрасных произведений Ц но судьба распор€дилась иначе: ». »льф умер от туберкулеза в 1937 году, а ≈. ѕетров погиб, возвраща€сь из осажденного —евастопол€, в 1942 году.


pro
—емен ÷ыгановский

¬ их объединении в одного литературного автора есть что-то от судьбы. ¬едь не объединилс€ ни »льф, ни ѕетров с Ѕулгаковым или ќлешей, работавшими в той же комнате.

mas
ћарк Ѕлау

ƒа, объединение »льфа с Ѕулгаковым представить сложно.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+