icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
¬ероника √олубева
ѕраздники

»льин день (2 августа). „то это за праздник, когда празднуетс€, приметы

  • 4555
  • 6

»льин день (2 августа). „то это за праздник, когда празднуетс€, приметы

≈жегодно 2 августа почитаетс€ пророк »ль€, а отмечают этот праздник, начина€ с четверга накануне »льина дн€. ќтмечают своеобразно, и кроме того, что пекут ритуальное печенье, еще и стараютс€ к знаменательной дате закончить все начатые дела, дабы не злить пророка своей непочтительностью. ¬едь в этот день, как правило, часты дожди и грозы, начинающиес€ непредсказуемо. “ак происходит ныне, так было и в древности. — той поры и пошел запрет на работу в »льин день. “олько что, кажетс€, было €сно, и вдруг, откуда ни возьмись гром, молни€ и тот, кто не закончил воврем€ свою работу в поле рисковал попасть под ливень или прит€нуть молнию. Ќо молнию прит€гивать умеют не только одиноко сто€щие деревь€ и фигуры в поле, но и все блест€щие предметы, поэтому бытует и другое поверье: ЂЌа »льин день закрывай зеркала, чтобы не обрушилась на голову грозаї. »меютс€ в виду не только зеркала, а любой отражающий свет предмет (начищенные, си€ющие самовары, блест€ща€ посуда, ну и зеркала, конечно). ќсобенно опасны были такие предметы, наход€щиес€ вблизи от окна или р€дом с домом. ¬о избежание прит€гивани€ обычной или шаровой молнии хоз€ева такие вещи пр€тали. Ѕыло опасение у наших предков, что нечисть, бо€сь огненных стрел громовержца, принимала вс€кие личины и могла переселитьс€ даже в скотину. ќт этого поверь€ пошла традици€ оставл€ть домашних животных 2 августа дома, дабы не подвергать их тела опасности быть заселенными силами зла, а в наши дни суеверные люди не пускают под кров и не подкармливают бездомных животных.

 огда-то в древности подобные же почести оказывались €зыческому богу ѕеруну, и о похожих предостережени€х говорили в этот день наши предки, предпринима€ накануне »льина дн€ необходимые действи€ во избежание его гнева. ќбраз пророка »льи удивительным образом схож с богом молний и грома ѕеруном и с трем€ другими индоевропейскими богами-воинами (польского бога ѕьеруна, индийского Ц ѕарджаньи и балтийского - ѕеркуна), а приметы далеких времен перекликаютс€ с современными веровани€ми и суевери€ми. “ак же, как дл€ христиан, значим праздник 2 августа и дл€ представителей двух других мировых религий Ц иудаизма и ислама. ѕророк »ль€с восхвал€ем в  оране, а о пророке »лье существует предание, что вернетс€ он на «емлю, предвеща€ пришествие ћессии. ¬се эти пророки схожи своим грозным нравом и чувством справедливости, €вл€€сь истинными хранител€ми законов божьих и человеческих. Ќедаром переводитс€ им€ »ль€ как ЂЅожь€ крепостьї и недаром своим покровителем выбрали пророка, сурово наказывающего грешников, десантные войска, которые, как и карающие стрелы громовержца, способны спуститьс€ с небес, чтобы наказать захватчиков и восстановить мир.

Ќесмотр€ на схожесть с ѕеруном, »ль€-пророк был непримиримым врагом €зычества и ревнителем благочести€. –ожден он был в иудейском городе ‘исвы в IX веке до нашей эры, а отцу его в момент рождени€ будущего пророка привиделс€ сон о том, как ангелы заворачивают его сына в огненные пеленки и корм€т огнем. “ак вещий сон обозначил путь »льи, которому суждено было стать насто€щим светочем веры.

»звестны многие чудесные дела и способности пророка »льи: по его слову расступались воды »ордана; дл€ вразумлени€ праведных и устрашени€ €зычников нисходил на землю небесный огонь; вол€ Ѕожь€ доходила с его помощью до всех, кто готов был ее услышать и следовать по пути с верой и благочестием. ≈го способность призывать дождь не раз спасала посевы; он мог воскрешать даже умерших праведников, но главное Ц пророчествовал и стал единственным из пророков вознесшимс€ в огненной колеснице живым на небеса.

” каждого, кому близка православна€ культура, упоминание об »льине дне вызывает индивидуальный ассоциативный р€д. ” многих москвичей этот праздник способен вызвать воспоминани€ об одной из недавно возрожденных красивейших традиций праздновани€ »льина дн€ в  итай-городе. Ќа –уси всегда к верному принципам и готовому прин€ть любые страдани€ за истину пророку »лии было особенно трепетное отношение. ≈го им€ носил первый киевский храм, а после  рещени€ –уси »льинские монастыри и церкви по€вились во многих русских городах. ћосква тоже исключением не €вл€лась. ¬близи от ‘роловских ворот  ремл€, в  итай-городе был воздвигнут »льинский монастырь. — ним то и св€зано событие, еще сильнее упрочившее благоговение русского народа перед пророком »льей и подн€вшее в народном сознании празднование его пам€ти на государственный уровень.

ѕроизошло это событие в 1606 году - втором году страшной —муты на –уси, в то врем€ изр€дно заполоненной пол€ками, шведами и литовцами, стрем€щимис€ в скором времени стереть даже упоминание о ненавистной державе. ¬ ћоскве обосновались польские войска, возглавл€емые Ћжедмитрием I. Ќе испытыва€ никакого сопротивлени€ со стороны бо€рской аристократии, он уже начал рассматривать отказ ћосковского царства от ѕравослави€ и установление, нар€ду с новыми пор€дками, католицизма, как государственной религии. ѕатриарх √ермоген, пытавшийс€ противосто€ть Ћжедмитрию I, стал узником „удова монастыр€. √ермоген пыталс€ противосто€ть оккупантам и оттуда, рассыла€ грамоты, призывающие хранить приверженность православной вере во все кн€жества. √рамоты эти ожидала разна€ судьба. ќдни попадали по назначению, воскреша€ в народе сломленный дух сопротивлени€ захватчикам, другие бесследно канули, третьи попадали воеводам, способным выдвинуть в сторону ћосквы войско. Ќо сопротивление и в самой столице уже росло и вскоре вспыхнуло восстание, в результате которого пол€ки оказались запертыми в  ремле на долгие мес€цы. «наменательно, что началось восстание в ћоскве с призывного набата на колокольне того самого храма пророка »лии у ‘роловских ворот  ремл€.  ризис —мутного времени тогда преодолен не был, но начало к возрождению самосознани€ русского народа было положено, а дл€ воцарившейс€ вскоре после —мутного времени династии –омановых событи€ ма€ 1606 года стали, без вс€кого сомнени€, Ѕожьим ѕромыслом. ƒл€ любого верующего человека XVII века взаимосв€зь заступничества пророка »лии перед Ѕогом за –усь и освобождение ее от захватчиков была очевидной. ¬едь общеизвестным фактом в жизни пророка »льи было противосто€ние его жрецам ¬аала, призывающим ввести идолопоклонство готового отступитьс€ от истинной веры цар€ јхава. ƒревн€€ »уде€ избежала тогда духовного кризиса, и аналогичной победы добились, благодар€ старани€м »льи-пророка, русские люди. ¬едь в результате преодолени€ негативных последствий —мутного времени удалось не только сохранить целостность государства –оссийского, но и православную державу - единственную в то далекое врем€.

ѕоэтому вполне объ€снимо, что практически с начала своего правлени€ ћихаил ‘едорович ввел традицию проведени€ на »льин день торжественного крестного хода, и сам царь всегда принимал в нем участие, как и патриарх ‘иларет, его фактический соправитель. »з ‘роловских ворот  ремл€ выходили августейшие родственники и торжественно шествовали до Ћобного места, где и совершали в честь пророка »льи благодарственный молебен, а затем вс€ процесси€ следовала к храму пророка »льи в  итай-городе. “ам проходила Ѕожественна€ литурги€ в честь праздника. Ётой традиции св€то следовали почти весь XVII век и несколько в измененном виде ее хранили до конца XVIII века, но во времена правлени€ императрицы ≈катерины, увы, празднование »льина дн€ прекратилось. Ќо гибель традиции хороша тем, что никогда и никому не поздно ее возродить.   счастью, возрождение праздновани€ »льина дн€ состо€лось в начале нашего XXI века, причем, весьма с небольшими изменени€ми.

¬ приходе храма пророка »лии, того самого, в  итай-городе, возникла эта инициатива, но немалое содействие оказало и командование ¬ƒ¬. “аким образом, в 2005 году состо€лс€ крестный ход, как и четыре века назад, после Ѕожественной литургии в храме пророка »лии следовали до Ћобного места духовенство ћосковской ѕатриархии и воины-десантники, а затем отслужили благодарственный молебен Ѕожию пророку »лии. “ак с 2005 года возрожденный праздник €вилс€ новой московской традицией, постепенно распространившись и за пределы столицы.


deb
ёли€ √авдис

+ ћоего сыночка зовут »ль€:))) —тать€ очень интересна€!!!

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+