Когда-то в древности подобные же почести оказывались языческому богу Перуну, и о похожих предостережениях говорили в этот день наши предки, предпринимая накануне Ильина дня необходимые действия во избежание его гнева. Образ пророка Ильи удивительным образом схож с богом молний и грома Перуном и с тремя другими индоевропейскими богами-воинами (польского бога Пьеруна, индийского – Парджаньи и балтийского - Перкуна), а приметы далеких времен перекликаются с современными верованиями и суевериями. Так же, как для христиан, значим праздник 2 августа и для представителей двух других мировых религий – иудаизма и ислама. Пророк Ильяс восхваляем в Коране, а о пророке Илье существует предание, что вернется он на Землю, предвещая пришествие Мессии. Все эти пророки схожи своим грозным нравом и чувством справедливости, являясь истинными хранителями законов божьих и человеческих. Недаром переводится имя Илья как «Божья крепость» и недаром своим покровителем выбрали пророка, сурово наказывающего грешников, десантные войска, которые, как и карающие стрелы громовержца, способны спуститься с небес, чтобы наказать захватчиков и восстановить мир.
Несмотря на схожесть с Перуном, Илья-пророк был непримиримым врагом язычества и ревнителем благочестия. Рожден он был в иудейском городе Фисвы в IX веке до нашей эры, а отцу его в момент рождения будущего пророка привиделся сон о том, как ангелы заворачивают его сына в огненные пеленки и кормят огнем. Так вещий сон обозначил путь Ильи, которому суждено было стать настоящим светочем веры.
Известны многие чудесные дела и способности пророка Ильи: по его слову расступались воды Иордана; для вразумления праведных и устрашения язычников нисходил на землю небесный огонь; воля Божья доходила с его помощью до всех, кто готов был ее услышать и следовать по пути с верой и благочестием. Его способность призывать дождь не раз спасала посевы; он мог воскрешать даже умерших праведников, но главное – пророчествовал и стал единственным из пророков вознесшимся в огненной колеснице живым на небеса.
У каждого, кому близка православная культура, упоминание об Ильине дне вызывает индивидуальный ассоциативный ряд. У многих москвичей этот праздник способен вызвать воспоминания об одной из недавно возрожденных красивейших традиций празднования Ильина дня в Китай-городе. На Руси всегда к верному принципам и готовому принять любые страдания за истину пророку Илии было особенно трепетное отношение. Его имя носил первый киевский храм, а после Крещения Руси Ильинские монастыри и церкви появились во многих русских городах. Москва тоже исключением не являлась. Вблизи от Фроловских ворот Кремля, в Китай-городе был воздвигнут Ильинский монастырь. С ним то и связано событие, еще сильнее упрочившее благоговение русского народа перед пророком Ильей и поднявшее в народном сознании празднование его памяти на государственный уровень.
Произошло это событие в 1606 году - втором году страшной Смуты на Руси, в то время изрядно заполоненной поляками, шведами и литовцами, стремящимися в скором времени стереть даже упоминание о ненавистной державе. В Москве обосновались польские войска, возглавляемые Лжедмитрием I. Не испытывая никакого сопротивления со стороны боярской аристократии, он уже начал рассматривать отказ Московского царства от Православия и установление, наряду с новыми порядками, католицизма, как государственной религии. Патриарх Гермоген, пытавшийся противостоять Лжедмитрию I, стал узником Чудова монастыря. Гермоген пытался противостоять оккупантам и оттуда, рассылая грамоты, призывающие хранить приверженность православной вере во все княжества. Грамоты эти ожидала разная судьба. Одни попадали по назначению, воскрешая в народе сломленный дух сопротивления захватчикам, другие бесследно канули, третьи попадали воеводам, способным выдвинуть в сторону Москвы войско. Но сопротивление и в самой столице уже росло и вскоре вспыхнуло восстание, в результате которого поляки оказались запертыми в Кремле на долгие месяцы. Знаменательно, что началось восстание в Москве с призывного набата на колокольне того самого храма пророка Илии у Фроловских ворот Кремля. Кризис Смутного времени тогда преодолен не был, но начало к возрождению самосознания русского народа было положено, а для воцарившейся вскоре после Смутного времени династии Романовых события мая 1606 года стали, без всякого сомнения, Божьим Промыслом. Для любого верующего человека XVII века взаимосвязь заступничества пророка Илии перед Богом за Русь и освобождение ее от захватчиков была очевидной. Ведь общеизвестным фактом в жизни пророка Ильи было противостояние его жрецам Ваала, призывающим ввести идолопоклонство готового отступиться от истинной веры царя Ахава. Древняя Иудея избежала тогда духовного кризиса, и аналогичной победы добились, благодаря стараниям Ильи-пророка, русские люди. Ведь в результате преодоления негативных последствий Смутного времени удалось не только сохранить целостность государства Российского, но и православную державу - единственную в то далекое время.
Поэтому вполне объяснимо, что практически с начала своего правления Михаил Федорович ввел традицию проведения на Ильин день торжественного крестного хода, и сам царь всегда принимал в нем участие, как и патриарх Филарет, его фактический соправитель. Из Фроловских ворот Кремля выходили августейшие родственники и торжественно шествовали до Лобного места, где и совершали в честь пророка Ильи благодарственный молебен, а затем вся процессия следовала к храму пророка Ильи в Китай-городе. Там проходила Божественная литургия в честь праздника. Этой традиции свято следовали почти весь XVII век и несколько в измененном виде ее хранили до конца XVIII века, но во времена правления императрицы Екатерины, увы, празднование Ильина дня прекратилось. Но гибель традиции хороша тем, что никогда и никому не поздно ее возродить. К счастью, возрождение празднования Ильина дня состоялось в начале нашего XXI века, причем, весьма с небольшими изменениями.
В приходе храма пророка Илии, того самого, в Китай-городе, возникла эта инициатива, но немалое содействие оказало и командование ВДВ. Таким образом, в 2005 году состоялся крестный ход, как и четыре века назад, после Божественной литургии в храме пророка Илии следовали до Лобного места духовенство Московской Патриархии и воины-десантники, а затем отслужили благодарственный молебен Божию пророку Илии. Так с 2005 года возрожденный праздник явился новой московской традицией, постепенно распространившись и за пределы столицы.