Среди многих семей, оставшихся без крыши над головой, была и семья стрельца Даниила Онучина. Его дочке, маленькой Матроне, стала являться во сне Пресвятая Богородица, указывая место, где икона ее на пепелище зарыта, и требуя ее достать. Матрона поделилась сном с матерью, но та, не придав ему значения, ничего предпринимать не стала. Однако Богоматерь продолжала являться девочке каждую ночь, однажды в гневе явилась Богородица к Матроне, в гневе за то, что не прислушались к ее словам. Вот тогда то и решили взрослые все же проверить слова ребенка и начали поиски там, где указала дочка стрельца. Правда, сколько не искали, найти иконы не могли, тогда сама Матрона принялась разбирать пепелище там, где ей было указано во сне, и тотчас же обрела икону. Случилось это чудесное событие 21 июля (по новому стилю), а образ Пресвятой Богородицы был назван по месту обретения Казанским.
Пока икону переносили в храм, начались первые чудеса: сопровождавшие икону больные исцелялись, слепые прозревали прямо в пути. Увидев обретение иконы и чудеса, на которые она была способна, сомневающиеся раскаялись, и вера укрепилась в сердцах новоявленных христиан.
С тех пор икона Казанской Богородицы стала одной из самых почитаемых на Руси, ни с одной иконы нет такого количества списков, ни к одному образу не прибегают верующие так часто в бедах и горестях своих. Россию издревле называют "Домом Пресвятой Богородицы", ведь Матерь Божия всегда оберегала русские земли, а образ Казанской Божией Матери стала для русского народа символом этой защиты.
Прошло немногим более 30 лет с момента обретения чудесной иконы, как в страшной беде склонился русский народ перед списком с иконы Казанской Богородицы, прося помощи и защиты. 1612 год... Россию разрывают на части смуты, мятежи и беззакония, идет борьба за место на троне, а тем временем польские войска занимают русские города. Оказалась во власти поляков и Москва, в одном шаге от царствования над Русью - польский королевич Владислав. Но потеря Москвы объединила русский народ в порыве отстоять отчизну, к городу стали собираться ополчения со всех уголков страны, но сил для победы не хватало: голод, нехватка оружия, отсутствие дисциплины и противоречивые настроения, все это отнимало у русского войска последние шансы на победу. В этот момент единственной надеждой для воинов и для народа стала помощь Богородицы. Перед списком с иконы Казанской Божией Матери трое суток молились и несли пост все, кто стоял под стенами Москвы. Молитвы были услышаны, и той же ночью пленному архиепископу Арсению явился преподобный Сергий и сообщил, что с помощью Царицы Небесной войско русское освободит город в следующий же день. Так и случилось, - 4 ноября (по новому стилю) русские войска одержали первую победу, а всего два дня спустя освободили Кремль.
1709 год. Канун Полтавской битвы. Русский царь Петр I вместе со всем войском своим коленопреклоненно молится перед ликом Казанской иконы Богородицы, и победа, в которую просто не мог поверить противник, не заставила себя ждать.
1812 год. Полководец Кутузов преклоняется перед иконой с мольбой о помощи, святым образом Казанской иконы осеняют всех солдат, идущих в решающий бой.
4 ноября 1812 года лютые морозы и сильный снегопад приходят на помощь русскому войску, именно в этот день почитания чудесной Казанской иконы победа России изменила весь ход войны с французами.
Образ Казанской Божией Матери так часто защищал русский народ от беды, что заслужил великое почтение со стороны всех верующих, и дважды в год: в день обретения 21 июля и в день победы над поляками 4 ноября, православные христиане чтят и славят чудесную икону Пречистой Матери, явленную в Казани.
Весной 2011 года российские космонавты по просьбе Патриарха Кирилла взяли икону Казанской Божией Матери с собой на борт Международной космической станции, чтобы Покров и защита Богородицы воцарились над всем миром, и чтобы каждый верующий на Земле мог быть услышан, произнося заветные слова «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего... всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо ecи Божественный покров рабом Твоим». (Тропарь, глас 4-й).