Убийцы настигли Бориса на реке Альте. По преданию, ожидая смерти, князь усердно молился и покорно ждал убийц. Преданные Святополку вышгородцы, ворвались в шатер и копьями пронзили князя. Его тело они завернули в шатер и на телеге повезли в Киев. Подъезжая к городу, они вдруг заметили, что Борис все еще дышит. Варяги добили князя мечами. Тело Бориса похоронили в Вышгороде у церкви Святого Василия. В то же время, возле Смоленска, убийцы настигли и Глеба. По приказу Горясера, Глебу перерезал горло его личный повар. Тело князя бросили на берегу «между двумя колодцами», и только в 1019-1020 годах, тело князя, нетленным, было найдено его братом Ярославом. Ярослав, после того, как отомстил Святополку, похоронил Глеба рядом с могилой Бориса.
Святые Борис и Глеб создали на Руси особый чин страстотерпцев, которые стали самыми почитаемыми в народе. По поверью, в ночь перед Невской битвой в 1240 году, некий Пелгусий увидел явление святых Бориса и Глеба в ладье среди гребцов. Они проплыли на глазах у изумленного очевидца, положив друг другу на плечи руки… «Брате Глебе, вели грести, да поможем сродственнику нашему Александру»- произнес Борис.
Вера в святость Бориса и Глеба была настолько сильной, что толпы людей стали стекаться в Вышгород, ища исцеления у могилы святых. Такого почитания не было даже Владимиру, поскольку люди не верили в его чудесные свойства. Канонизация русских князей произошла благодаря указанию греческой иерархии. Митрополиты – греки долгое время сомневались в святости русских чудотворцев. Они считали их жертвами политических распрей и княжеских усобиц. Кроме этого, греческую церковь одолевали и другие сомнения. В то время среди канонизированных святых было мало мирян, в основном только преподобные (аскеты-подвижники). Наконец, греки поняли, что канонизация русских князей внушит народу еще более сильную веру к православной церкви. Убедительным доказательством святости Бориса и Глеба, послужили их нетленные тела, которые митрополит Иоанн собственноручно перенес в новую церковь и установил праздник в их честь.
Борис и Глеб стали первыми святыми, канонизированными Русской Православной Церковью. Оба князя носят титул страстотерпцев. С момента их канонизации они считаются небесными покровителями Руси. Их подвиг непротивления становится национальным русским подвигом. Именно русский народ, с простотой младенца воспринял образ Христа, проповедовавшего возлюбить врагов своих еще больше, чем друзей.