icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Интересные факты

Что целует целовальник?

  • 1220
  • 11

Что целует целовальник?

Т
Телевидение сливает нам в мозги красочные сериалы о жизни царей и цариц. Из этой красивой неправды мы запоминаем отдельные блестки, после чего считаем, что знаем историю Отечества «на ять». При этом многие свое убогое и фрагментарное знание почитают истиной в последней инстанции. Истиной настолько истинной, что иной раз готовы голову с плеч снести тем, у кого другой взгляд на то же прошлое. И не фигурально снести голову, а вполне реально.

Между тем, стоит задать несколько вполне невинных вопросов, и воинствующий «знаток» обязательно стушуется. Например, не сможет объяснить, чем же городничий отличается от городового. В лучшем случае, такой «историк» обратится за справкой в Интернет. В этом случае можно посоветовать толковые статьи, опубликованные 21.12.2014 и 17.12.2014 соответственно. В худшем же случае наш «грамотей» только озлобится и надуется.

С целовальником – та же история. Встречая в некоторых исторических и художественных произведениях это смешное слово (а есть у него еще более смешной вариант, «губной целовальник»), мы пытаемся из контекста понять, чем этот целовальник занимался. Если нам кажется, что все понятно – какой-то древнерусский чиновник – мы этим удовлетворяемся. Если же непонятно, пролетаем мимо, не особенно желая разобраться. И зря!

Целовальником в 16-17 веках назывался (говоря современным языком) чиновник, исполнявший определенные обязанности в органах местного управления. Про то, что такие органы существовали в те давние далекие годы, мало кто задумывается. Хотя, если все же подумать – как же можно без них?

Самоорганизация – это свойство, присущее любому человеческому сообществу. Если на длительный срок в одном месте собирается несколько человек, в их среде тут же организуется определенная иерархия. Возникают старшие и младшие, командиры и подчиненные. Значит, подобное «расслоение» объективно необходимо для совместной жизни и деятельности.

Так что органы местного управления возникали не только (и не столько) мановением царского жезла. Воеводы и бояре, приезжавшие из дальней Москвы «на кормление» только упорядочивали уже то, что возникало на месте. Властная вертикаль не столько «вонзалась» в землю сверху, сколько сама тянулась из земли.

Местное самоуправление, возникшее во времена Ивана IV, недаром называлось «земством», потому что ближе его к земле никаких начальников уже не было. Сами органы местного самоуправления были выборными и назывались попросту «Земская изба». Земскую избу возглавлял земский староста. А в саму земскую избу входили земский дьячок и целовальники. Если оперировать знакомыми нам понятиями, это были председатель местной администрации, секретарь и депутаты.

Роль целовальников полностью совпадала с ролью депутатов местных советов (или как там они сейчас называются). Целовальники выбирались жителями города или волости, которую представляли. Нечего и говорить о том, что избирательное право было совсем не всеобщим и вовсе не обязательным. Право выбора имели только мужчины, платившие подати и не принадлежавшие к сословию крепостных крестьян. Выбирали местную администрацию на 1—2 года. В отличие от нашего просвещенного времени, Земскую избу центральная власть деньгами не поддерживала. Земская изба содержалась исключительно на деньги, собранные среди местного населения.

Целовальники назывались так потому, что, вступая в свою должность, они клялись, что будут работать на своей должности без обмана, в знак чего прилюдно целовали крест.

Целовальники, то есть публично избранные представители местного населения, были и в некоторых других областях управления московским государством. Они служили на таможнях и следили за соблюдением царской водочной монополии в кабаках. То есть и чтобы кабатчик не плутовал, и чтобы местное население самогонку не варило.

Были еще и губные целовальники. «Губа» – слово в русском языке многозначное. Одним из его значений было название самой мелкой единицы государственного управления. Того, что потом стали называть словом «уезд», а еще позже – «район». Губой управлял губной староста. Дела вел губной дьяк. А выборные один или несколько губных целовальников занимались полицейской работой. Они ловили и казнили воров и разбойников. Таким образом, губные целовальники были (по-нашему говоря) «менты» или же «шерифы». Кому как нравится.

top
Halida Rojkova

Историю надо знать! С этим никто не спорит, но дальше утверждения мало кто идет. Отличная работа1

spe
Юлия Дворникова

Начиная с XIX века, целовальниками называют продавцов в винных лавках. Продавцы клялись не разбавлять водку и в подтверждение клятвы всё так же целовали крест. Последнее упоминание о профессии "целовальник" встречается в перечне профессиональных болезней, утвержденном ВЦСПС в 1924 году, где алкоголизм признаётся их проф.заболеванием.

"Целовальник с подстриженной бородкой, одетый в синюю суконную чуйку, распахнувшись и упершись левой рукой в свое колено, сидел за столом против своего приятеля, низенького мещанина, который пристально смотрел ему в лицо и курил трубку. Дело происходило за двумя бутылками пива…»

Николай Успенский *Хорошее житьё*

Издательство: "Паблик на Литресе" (1871)

Всё изложено по полкам и очень даже понятненько!!!

deb
Светлана Осс (Тапчик)

А я думала в древности кому-то лень было целовать что-то, вот и нанимал себе - целовальника. А они оказывается депутаты древние, всего единожды при клятве целовали крест или икону.

pro
Семен Цыгановский

Я, как написано в преамбуле статьи, не слишком часто встречал это слово, целовальник, чтобы задумываться о его происхождении. Молодец, Марк, не поленился раскопать этот вопрос до основанья.

mas
Евгений Багдерин

Марк, отлично! Больше таких статей интересных и полезных! Полностью разделяю Ваши взгляды на историю (1 абзац)!
Замечательный комментарий Юли. А я вспомнил Глеба Успенского (брата Николая) тоже большого знатока русской старины, его "Нравы Растеряевой улицы"...

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+