Теперь предположим, что вы идете на авторынок или к кому-то по объявлению. На что обратить особое внимание, когда приглянувшаяся автомашина перед вами? Вопрос этот ставит порой в тупик тех, кто никогда автовладельцем не был, но новенькие права уже лежат в кармане. Разумеется, лучше взять с собой кого-либо из опытных водителей. Например, из числа друзей или знакомых. А если таковых не имеется? Тогда покупаете кота в мешке. Однако и в этом случае не все безнадежно.
Сразу же следует взять во внимание пять главных правил, обязательных при покупке авто б/у.
Первое: определитесь с целью покупки. Если машина нужна только для редких поездок на дачу за город, то нет особого смысла «придираться» к авто со средним пробегом и находящемуся еще в приличном состоянии. На хорошем асфальте оно вполне прослужит несколько лет без серьезных неисправностей. Но если требуется машина для регулярных поездок на большое расстояние и по плохим дорогам – сам бог велел выбирать ее особо тщательно.
Второе: при покупке нужен тест-драйв. Особенно важен он, если есть подозрение, что продавец хитрит. Честный вид продавца ничего не значит. В торговле честность – понятие очень относительное. Обязательно после осмотра машины сядьте за ее руль, заведите и сделайте выезд из гаража хотя бы километра на два-три. Только так вы поймете, в каком техническом состоянии находится машина.
Третье: «скрученный» пробег выявить можно лишь по особенностям реагирования машины на ее управление. Скажем, ее рывкам при переключении скорости, люфту руля, заносам на поворотах и так далее. Доверяйте своим первым ощущениям, а не честным глазам продавца и его словам о том, что ездил на машине очень мало, а покрасил накануне продажи лишь по той причине, что на солнце, дескать, выгорела заводская краска.
Четвертое: очень внимательно отнеситесь к документам на машину. Они должны быть в полном порядке. Требуйте только оригиналы. Любые копии должны насторожить, а уж исправления в них – тем более. Иначе вы можете столкнуться с тем, что продается кредитная машина. Вам нужны проблемы за свои же деньги?
Пятое: по возможности не берите машину «с рук» у неизвестных вам людей - высок риск «нарваться» на машину, находящуюся в угоне. Более надежно иметь дело с юридическими лицами. Скажем, салоном по продаже подержанных авто. Но и в этом случае сначала проверьте салон по отзывам покупателей. Насторожить должен салон, изменивший свое первоначальное название. Тут явная попытка «уйти» с помощью нового названия от отрицательных прежних отзывов.
А теперь несколько подробнее о методах проверки технического состояния авто.
Красят старую машину перед продажей чаще всего с целью скрыть изъяны кузова. Если он не оцинкован, то самое распространенное явление – коррозия. Полностью зачисткой перед покраской ее удалить невозможно, хотя краска и скроет ржавчину. Выявить ее очень легко. Возьмите с собой небольшой магнит и прикладывайте его в разных местах кузова через лист бумаги. Если где-то магнит не прилипает - под краской слой ржавчины.
Одна из наиболее уязвимых частей авто в ходе длительной эксплуатации – подвеска. Даже на смотровой яме толком не понять, в каком она состоянии. Лучше всего на допустимой скорости проехать по лежачему «полицейскому» и внимательно послушать звуки. Если, проехав его, авто плавно качнется один раз – все в порядке. При большем количестве «кивков» у подвески есть существенные проблемы.
Откройте капот и осмотрите моторный отсек. Если он тщательно вымыт и там все блестит, то одна из причин такого поведения продавца – желание что-то скрыть. Значит, имеется некий изъян, его временно устранили. Например, затяжкой болтов. А чтобы не было этого видно, отмыли моторный отсек.
Особенно насторожить должно свежезалитое масло (определяется по цвету и густоте на щупе). Вопрос: зачем продавец это сделал, заведомо зная, что выставляет машину на продажу? Ответ: «грязное» масло дает хорошо видимые подтеки в проблемных местах.
Хорошо отлаженный мотор заводится легко и работает ровно. Если же машина завелась с нескольких попыток и мотор «чихает», работает с перебоями - зачем покупать такое авто, в ремонт которого сразу надо вкладывать деньги?
Состояние двигателя можно определить следующим образом. Поверните ключ зажигания. Загорится индикатор аварийного давления масла. Запустите мотор. На приборном щитке все индикаторы должны потемнеть. Кроме того, что «контролирует» стояночный тормоз. Дайте поработать двигателю около десяти секунд, выключите его и сразу же резко включите зажигание. При этом не запуская сам мотор! Если лампочка аварийного давления масла не светится – все нормально. Если сразу загорелась – есть проблемы. Особенность тут в том, что в норме давление масла падает не дольше пяти секунд. Если же двигатель очень старый, то масло, конечно же, соответствующим образом реагирует на большой его износ.