icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
»нтересные факты

ј почему индейцы стали снимать скальпы?

  • 4004
  • 4

ј почему индейцы стали снимать скальпы?

ƒ
ƒл€ того чтобы хоть как-то разобратьс€ в этом вопросе следует вы€снить снимали индейцы скальпы в јмерике до завоевани€ еЄ европейцами?, если да , то насколько этот варварский ритуал эндемичен (т.е. свойственен только данному этносу на данной территории)? и насколько это €вление было распространено в —еверной јмерике?

—лово Ђscalpї-(резать) английского происхождени€ у индейцев такого слова обозначающего срезанного с головы участка кожи с волосами, как трофей нет. ¬сем известны Ђтамагавкї, Ђманитуї, Ђпулькеї, Ђчингачгукї, а вот слов, обозначающих это €зыческое зверство многочисленные исследователи, не привод€т. ѕервые европейские колонисты привезли ужасные рассказы о скальпировании среди индейских племен в XVII веке и Ђthe hair-scalpї вошли в употребление во французском, датском и немецком €зыках.

ќстеологические данные из древних индейских захоронений, относ€щихс€ к I-II нашей эры, показали, что на черепных коробках имелись следы скальпировани€. Ќо это не доказывает, что они занимались этим до нового времени. Ќапротив, подобные варварские обычаи, датированные примерно этим временем, известны и у других древних народов. √еродот упоминает об этом обычае у южно русских скифов (V век.) ” аббата Ёммануэл€ ƒоминика можно найти упоминание о скальпах в св€зи с войнами между вестготами и франками в ≈вропе в I’ веке. ќб этом же писал и византийский историк ѕомпилиус.

¬ любом случае к моменту колонизации Ќового —вета упоминани€ об этом ритуале были отрывочными и касались лишь нескольких территорий от  арибских островов до ћексики и бассейна р. ћиссисипи. “ем не менее, романтическа€ литература (‘.  упер, ћайн –ид,  . ћай, Ёмилио —альгари) намеренно создавала в сознании старого света образ Ђбезжалостных краснокожих варваровї, который впоследствии успешно растиражировали голливудские продюсеры.

»сследователи этого древнего €влени€ описывают ритуал скальпировани€, которому подвергались и охотничьи трофеи (птиц, животных), как символическое действие обозначающее переход силы от побежденного к победителю, как доказательство одержанной победы. “ак у многих индейских племен ¬еликих равнин намного престижнее было коснутьс€ каким-нибудь предметом тела живого врага во врем€ бо€ (этот обр€д называлс€ Ђ уї). ј индейцы по “ихоокеанскому побережью и  анады вообще не слышали об этих обыча€х.

  моменту колонизации ритуальный смысл скальпировани€ был утрачен вовсе. —уществует мнение, что именно колонизаторы возродили этот варварский обычай. Ќабожные пилигримы со своей пуританской моралью создавали отр€ды Ђохотников за скальпамиї, предлага€ большие вознаграждени€.

—кальп индейца-мужчины в ѕенсильвании в 1703 году стоил 124 доллара, а женщины - 50 долларов. Ќа «аконодательном собрании в 1703 году благочестивые пуритане Ќовой јнглии постановили за каждый индейский скальп выдавать премию в 40 фунтов стерлингов, а в 1720 г. эта преми€ была повышена до 100 ф. ст. ¬  алифорнии в конце XIX века скотоводы платили премии за добытые скальпы индейцев €хи наравне с волчьими и медвежьими шкурами.   1907 году все эти Ђвредители сельского хоз€йстваї были успешно истреблены. ѕремии выплачивались не только за скальпы индейцев. ‘ранцузские колонисты охотно платили их и за скальпы европейцев, которые воевали против них.

«аслуживают особого внимани€ подлинно научные исследовани€ истории, культуры быта и традиций североамериканских индейцев. ¬ 1877 году выдающийс€ американский ученый Ћюис ћорган публикует материалы своих долголетних исследований племени ирокезов - Ђƒревнее обществої. Ёта книга легла в основу замечательного произведени€ выдающегос€ теоретика марксизма ‘ Ёнгельса Ђѕроисхождение семьи, частной собственности и государстваї

—ложившиес€ стереотипы относительно кровожадности коренного населени€ —еверной јмерики, скорее всего, были выгодны завоевател€м этих чудесных, в географическом плане, новых богатых земель. ∆ившие в удивительной гармонии с природой, индейцы, безжалостно вытесненные пришельцами, не только не получили никакой автономии, но и обречены были на медленное вымирание в резерваци€х.

Ќе выдержавша€ натиска европейской "цивилизации", индейска€ культура и до сих пор привлекает внимание многочисленных исследователей. ¬згл€ды и оценки, как известно, мен€ютс€, и мы не должны забывать, что - Ђ»сторию пишут победители, поэтому в ней не упоминаютс€ проигравшиеї (јртур ƒрекслер)


tra
ќлес€ јндреева

≈сть что-то прит€гательное, свободное, ман€щее в культуре индейцев. — упоением читаю книги о них и смотрю фильмы и, уверена, буду продолжать в том же духе. —кальпирование, конечно, €вление жутчайшее, но от истории никуда не детьс€... +++

top
Halida Rojkova

—н€ть скальп - совершить подвиг дл€ индейца, а на европейца навевает ужас. Ќо со своим уставом в чужой монастырь лучше не соватьс€. очень интересна€ работа. —пасибо.+++

tra
ƒарь€ ƒудник

я мало знаю о культуре индейских племен. Ќо мне нравитс€, что они были ближе к природе, почитали ее, поклон€лись ей. ј почему они снимали скальпы...наверное, этому есть свое здравое объ€снение :-) “олько мы этого никогда не узнаем потому, что историю нам преподнос€т в искаженном виде.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+