С Финикией у царя Соломона, строителя первого иерусалимского Храма, были хорошо налаженные связи. Оттуда в Иерусалим доставили стволы кедра, из которых сделали деревянные перекрытия. А еще оттуда доставили блоки стекла, как цветного, так и бесцветного (бесцветное стекло могли делать только в Финикии). Блоками из бесцветного стекла закрыли проемы под крышей Храма. Так что Иерусалимский Храм был первым в истории зданием с застекленными окнами.
Застекленные окна в Средние века были признаком большого богатства. Не у многих хватало на это денег. Очень часто, чтобы в доме было и светло, и тепло, окна закрывали пластинками слюды, промасленной бумагой или даже рыбьим пузырем. Это было, может быть, и практично, но не красиво. Более эстетичными были вставленные в окна тонкие пластины алебастра, не прозрачные, но неплохо пропускающие свет.
Уже в 10-11-м веках в европейских церквях оконные проемы стали стеклить. Такое остекление называлось витражом. Слово «витраж» — французское, и означает оно попросту «остекление», «оконное стекло» а происходит от латинского слова vitrum — стекло. Витраж изготавливали, вставляя куски цветного или окрашенного стекла в раму из свинца. Таким образом, для того, чтобы начать делать витражи, люди должны были научиться делать тонкое листовое цветное стекло. В Европе эту технологию освоили в 10-м веке. До этого из небольших стеклянных кусочков (смальты) делали только мозаики, которые вставить в раму было весьма затруднительно. Но в любом случае, мозаика – дальний предок витражей.
Самые ранние цветные витражи в мире сохранились в немецком городе Аугсбурге, в Соборе Девы Марии (Mariendom). Они созданы во второй половине 11-го века и на них изображены библейские пророки. На иллюстрации представлен один из этих витражей, изображающий царя Давида. Свидетельством того, что витражи в Соборе Девы Марии в Аугсбурге – одни из первых в Европе, а значит, и в мире, является то, что они исполнены в технике «прозрачной мозаики», которая была переходной техникой между стеклянной мозаикой и собственно витражами.
Специалисты утверждают, что во Франции техника витражей была освоена раньше, но там они подверглись более поздней переделке. Так что аугсбургские витражи – первые в мире.
Но первые – не значит лучшие. Чтобы увидеть средневековые витражи во всей красе, следует все же съездить во Францию. В Шартрском соборе находится уникальная коллекция средневековых витражей, созданных в 12-м веке, 150 окон. Наиболее известное витражное окно 11 50 года называется «Богородица из красивого стекла» (Notre-Dame de la Belle Verrière).
Меньшая по размеру, но не менее впечатляющая коллекция витражей в более «молодом» соборе в Реймсе, который построили в 13-м веке. Это почти на сто лет позже, чем собор Парижской Богоматери и Шартрский собор.
Техника витражей за это время не стояла на месте и Реймские витражи – более красивы, чем шартрские.
Еще одно место для любителей витражного искусства – Сен-Шапель в Париже, капелла, которая находится совсем недалеко от Собора Парижской Богоматери, на острове Сите, неподалеку от Дворца Юстиции. Витражи – главное украшение этой капеллы. Это – подлинные произведения 13-го века. Солнечные лучи, проходя через красные и синие витражные стекла, производят волшебное впечатление. Именно поэтому в Сен-Шапель следует идти в солнечный, а не в пасмурный день. Только под солнцем «заиграют» витражи.
Витражи в средневековых соборах делались не только для красоты. Это были еще и всеобщие иллюстрации к Священному писанию. Например, в Англии, в Кентерберийском соборе 15 витражей называются окнами Библии Бедняков. В них слева направо изображены сюжеты Ветхого и Нового завета.
Ну, а если хотите посмотреть на красоты витражного искусства времен сталинского классицизма – добро пожаловать на станцию "Новослободская" московского метрополитена!