На памятнике отца современной педагогики Иоганна Генриха Песталоцци, что в швейцарском городке Ивердоне, высечена надпись: «Всё для других, ничего для себя». Именно такой должна быть жизнь и деятельность истинного учителя, новатора, сподвижника. Учитель не может и не должен искать выгоды в общении с учениками, поскольку сама профессия обязывает его служить своему делу. Благодарностью за его доблестный труд будут добрые дела учеников. Поэтому педагогами становятся не все выпускники педагогических университетов, а лишь избранные.
Современная действительность такова, что образование поставлено на коммерческий поток. Опытные учителя школ зарабатывают репетиторством, чтобы как – то оправдать потраченное на подготовку детей личное время. Средняя зарплата учителя математики, например, составляет 20 – 25 тыс. рублей. Если учитель работает строго рабочее время, то многие дети останутся без должного внимания. Репетиторство - это сверхурочные часы индивидуальных занятий, вне стен школы. У хорошего репетитора каждый час приносит доход.
Система образования предъявляет жесткие требования, как к детям, так и к учителям. Дети должны посвящать годы своей жизни подготовке к экзаменам ГИА и ЕГЭ, зачастую в ущерб своему здоровью, питанию и творческим интересам. Учитель же обязан обеспечить подготовку детей к экзаменам. Для учителя, дорожащего своей репутацией, большой позор, если хотя бы один из его учеников не сможет сдать экзамен. Поэтому учителя бьются за своих учеников, жертвуя личным временем, рискуя здоровьем. Выгода от репетиторства невелика – как раз хватит на полноценное питание и лечение в санатории. Чтобы выдержать нагрузку учебного года учитель должен быть здоров.
Особым искусством в педагогической среде является способность учителя вытянуть двоечника или троечника к достойным результатам. Ведь если разобраться, откуда берутся двоечники и троечники? Кто–то скажет: «Ума нет - и не будет». Учитель не может себе позволить так даже подумать о ребёнке. Он обязан раскрыть его интеллектуальный потенциал, заинтересовать предметом. Многие дети не успевают в предмете только потому, что он им не интересен. Ещё хуже, если преподаватель сам плохо его понимает. Досадно, когда в школу идут работать люди из соображений личных интересов: удобно, безответственно, можно на больничный уйти, можно в санаторий уехать посреди учебного года. Учитель, который болеет за детей душой, так не поступит.
Вот и получается, что о выгоде школьным учителям говорить не приходится. Их труд, несмотря на надбавки, оплачивается весьма скромно. Чтобы иметь возможность обеспечивать семью, учителя добиваются звания «заслуженного учителя». А ещё они могут ценой своей жизни спасать детей, как это было в Беслане. Учителю доверяют свои судьбы, чтобы с надеждой заглянуть в будущее.