Когда ей исполнилось 16 лет, ее выдали замуж, устроив унизительные смотрины. Она вышла замуж за друга жениха. Все шло замечательно, как в дамском романе – любовь, цветы, подарки, поездка на поезде в Среднюю Азию к месту службы мужа. Сплошная романтика! Через пять лет она закончилась трагедией. Началась революция, гражданская война, на центральной площади Ферганы мужа Маши растерзала толпа. Теперь она вдова, у нее грудной сын и трехлетняя дочь, а ей всего 21! Она растерялась и просто не знала, что делать. Горничная помогла ей бежать, купив билет. Но куда можно убежать в стране, по которой рыщут банды басмачей и шайки безыдейных бандитов? Грабят и убивают все, о безопасном месте можно было только мечтать.
Поезд, на котором она ехала, остановили, людей расстреливали, вещи отбирали. Дети кричали, Маша тихонько плакала – громко боялась, понимала, что убьют. Ее спас обычный железнодорожный рабочий. Он вытолкал ее из поезда, схватив старшую девочку, мальчика она несла сама, спрятал в густых зарослях. Им пришлось лежать, не шевелясь, три часа. Несколько раз дети принимались плакать, старшую успокаивал рабочий, малышу Маша давала грудь, и он замолкал. Когда стемнело, они ушли в сторону станции. Там их встретил красноармейский отряд, и Маша подумала, что все кончено: попала из одной беды в другую, и непонятно, какая страшнее. Но железнодорожник смело вышел к командиру и, показав документы, рассказал о том, что произошло с пассажирами поезда. Командир, взглянув на Машу, спросил, кто она. Рабочий ответил, что это его семья – жена и дети.
Рабочий привел Машу в какой-то дом, нагрел воды, чтобы она искупала детей и вымылась сама, накормил и выделил постель. Потом заболел малыш, две недели он был на грани жизни и смерти. Рабочий, которого звали Тимофей, нашел врача. Поверьте, в то время это было сродни подвигу! Он дежурил у постели ребенка, давая возможность Маше немного поспать. Играл с девочкой, мастерил ей кукол и деревянных зверушек. А потом посадил перед собой и сказал, что единственный выход ей, дворянке, да еще и с фамилией Савельева, остаться в живых, - это выйти за него замуж, чтобы таким образом спрятаться от «чисток» ЧК. И она вышла.
Моя бабушка Мария Васильевна Савельева не любила рассказывать о прошлом. И никогда не говорила о дедушке. Ничего. Ни плохого, ни хорошего. Зато я много слышала о нем от других – интересная он был личность!
Однажды бабушка дала мне прочесть книгу, в которой было написано, каким, с точки зрения правил 19 века, должен быть настоящий дворянин. Список достоинств был очень длинным, и почти каждый пункт хотелось бы видеть в современных людях. Честь и честность, достоинство и доблесть, храбрость и беззаветное служение Отечеству, уважение к сединам и милосердие к неимущим… А вот об одно слово я как будто споткнулась. Щепетильность. А что, собственно, это такое? В этот день я и услышала историю второго замужества бабушки. На вопрос о том, как эти события связаны со словом «щепетильность», получила такой ответ:
- Человек должен всегда и всем раздавать долги. Любые. И долги чести в том числе. Это моя принципиальная позиция. Я отдала твоему деду свой долг –за спасение моих детей была ему верной женой и хозяйкой его дома. Я никогда его не любила и никогда не притворялась, говоря, что люблю. Он и не требовал этого, просто старался быть лучше, постоянно тянулся вверх, все хотел чего-то достичь, чтобы доказать мне, что достоин меня, дворянки. Моя щепетильность не сделала меня счастливой. Да и его тоже.
Грустная история, не правда ли? И слово «щепетильность», сыгравшее в этой истории главную роль, вызывает досаду и сожаление. Если обратиться к этимологии, то результат получится неожиданный. В основе слова «щепетильность» находится обычная щепа. Да, да, та самая, которой растапливают печи и камины. В некоторых областях России до сих пор используется это слово в значении «ерунда» или «чепуха», то есть то, что не стоит внимания. Как считают лингвисты, это произошло потому, что изначально эта самая «щепа» или «щЕпет» обозначала торговца разной галантерейной мелочью. А поскольку без бантиков, заколочек, гребешков, румян и прочей «ерундовины» женщины не мыслят своих нарядов, то образовалось слово «щепетить», то есть наряжаться.
Кстати, слово «отщепенец» тоже является близким родственником этой щепы, которая может и расщепить, и отщепить. Но вот четкого и ясного объяснения, каким образом от щепки и отщепенцев слово «щепетильность», перевернувшись, стало обозначать особую деликатность и строгую принципиальность, этимология так и не выяснила. Как и не сумела ответить на вопрос «Почему щепетильность нынче не в чести и стала атавизмом»? Сегодня деликатного человека, ведущего расчеты с точностью до копейки и не мыслящего своей жизни вне законов чести, считают наивным простачком. И с удовольствием его обманут, да еще и посмеются над тем, как удачно воспользовались его щепетильностью.