Но есть среди юбилеев такой, который предпочитают не праздновать – и причина вовсе не в том, что к этому возрасту человек еще слишком молод, чтобы заслужить такой грандиозный праздник. Отмечают и 35 лет, и даже 25, а вот на праздновании сорокалетия лежит некий негласный запрет: отмечать этот юбилей почему-то считается опасным, причисляется к области «плохих примет» – почему-то считается, что человек, отпраздновавший сорокалетие, до 41 дня рождения рискует не дожить, а если и доживет – на него непременно обрушатся все мыслимые и немыслимые несчастья… За что же сорокалетнему юбилею такая «честь»?
Иногда это объясняют, исходя из карт Таро: один из старших арканов – «Смерть» – обозначается буквой древнееврейского алфавита, которая обозначает также и это число. Такое толкование может основываться на весьма слабом знакомстве с арканами Таро: аркан «Смерть» в этой мантической системе ассоциируется не со смертью как таковой, а с кардинальными переменами, обновлением (т.е. со «смертью» для прежней жизни), так что связывать по этой причине смерть с чем-то мрачным причин как будто нет.
Происхождение этой приметы пытаются вывести из христианского обычая поминать усопших на сороковой день после смерти. Что же, околоцерковные суеверия имеют место быть – этого отрицать нельзя, но вряд ли можно ассоциировать поминовение на сороковой день с сорокалетним возрастом. К тому же, такой срок в Церкви связывается отнюдь не только с посмертной судьбой души – на сороковой день после рождения ребенка происходят радостные события: малыша крестят, а мать вновь начинает посещать храм.
Столь же безосновательными выглядят попытки вывести это представление из библейских сюжетов: сорокалетний путь евреев по пустыне под предводительством Моисея был, конечно, нелегким, но ведь он в конечном итоге вел в Землю Обетованную, а после сорока дней Всемирного потопа наступила новая жизнь – с надеждой на лучшее будущее для человечества.
В поисках истоков этого суеверия придется обратиться к более далекому прошлому, которое именую доисторическим. Это прошлое – вопреки распространенному заблуждению – отнюдь не было идиллическим существованием «в гармонии с природой». Там, конечно, не было дымящих заводских труб и всего прочего, что так раздражает нас в современном «загрязненном» мире, но не было прививок, и антибиотиков, и операций, которые сегодня делает любой хирург в заштатной больнице, да и пищу добыть в достаточном количестве удавалось не всегда… Исследования ученых-палеоантропологов показали, что в таких условиях продолжительность жизни пещерного человека крайне редко превышала сорок лет. Трудно сказать точно, когда именно наши предки научились считать свои годы, но представители современных народов, живущих в таких условиях (например, некоторых племен Африки) считать умеют – и они откровенно называют сорокалетие «возрастом смерти».
Таким образом, представление о связи сорокалетнего юбилея со смертью исходит из обычной продолжительности жизни в древности. Нежелание же его праздновать лежит в обычном русле мифологического мышления: «не привлекать лишний раз внимания злых духов – в данном случае духа смерти – может, он и забудет прийти за мной на этот раз». К лицу ли современному цивилизованному человеку подобный образ мысли? Да и продолжительность жизни сейчас далеко не такая, как у пещерных людей – так что логичнее было бы перенести эту «запретную дату» на более преклонный возраст – скажем, на 90 лет. К тому же, в таком возрасте ослабевший организм действительно может не вынести грандиозного торжества.