icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ульяна Нестеренко
Мистика, непознанное

Почему русские обрядовые куклы безлики?

  • 5279
  • 5

Почему русские обрядовые куклы безлики?

С
Сейчас, при слове «кукла» нам представляются вереницы игрушек известных марок. Длинные волосы, большие красивые глаза, напомаженные губы и миленький носик – мы привыкли к этим куклам, мы покупаем их детям, и может даже шьем для них наряды. Те, кто старше, вспоминают одинаковых пластмассовых пупсов, которые пищали: «мама», если их опрокинуть на спину. О русских обрядовых куклах вспомнят разве что наши бабушки, а то и прабабушки. Только тогда с ними совсем не играли.

Среди народных кукол, конечно, были и те которые отдавали детям просто играть, но таких было меньшинство. Чаще всего куклы создавались для какого-то определенного значения. Обрядовых кукол было множество. Какие-то защищали от сглаза: их называли вепсскими куклами и клали новорожденному в колыбель. Как раз их потом и отдавали для игр, когда ребенок подрастал.

Другие куклы несли более практическое назначение. К примеру: «Кубышка-травница». По сути, эта кукла была просто мешочком набитым травами, в основном расслабляющими. Её использовали при бессоннице и плохих снах. Она была олицетворением эдакой тетки-врачевательницы. Крепкая, пухлая, с объемной грудью и мешочками в руках. Какие-то куклы крутились для того, чтобы потом сжечь. Это и всем знакомая кукла Масленица и Спиридон-Солнцеворот, которого дарили мужчине, чтобы он «рулил» дома и сжигали эту куклу на праздник летнего или зимнего солнцестояния. Одежду её, впрочем, оставляли для следующей куколки. Похожей куклой была и исконно женская кукла, «Десятиручка». Та дарилась девушке на свадьбу, чтобы всё у неё в хозяйстве ладилось и ничего из рук не падало. Материалы для кукол тоже были разными. Их делали и из ароматных трав, и из обычного сена, и из старых тряпок, и даже из золы.

Как можно заметить, куклы были разные, но было у них и кое-что общее. Ни у одной куклы, ни игровой, ни обрядовой, не было лица. Сейчас это смотрится несколько жутко – кусок белой ткани в платке, но раньше жутким было обратное – лицо на этой белой ткани.

Считалось, что лица одушевляют куклу и создают портал в мир духов, добрых и злых, агрессивных и полезных, но все же – потусторонних и непонятых. В «одушевленную» куклу может легко проникнуть злой дух и навредить кому-то из семейства. Так же, лица куклам не рисовали и из желания оставить свой дом – своей крепостью.

Считалось, что кукла без лица безопаснее – немая и глухая она надежно сбережет все тайны дома. Ничего не увидит и ничего не услышит, а значит и ничего никому не скажет. Как видно, лишние уши в своем доме не жаловали уже тогда.

Сейчас трудно сказать, были ли они правы или это лишь пережиток языческого прошлого. Чем может навредить улыбающаяся красивая девочке у ребенка на полке? Разве что слезы вызовет, если потеряется.

Наверное, все дело в том, что мы сами вкладываем в кукол. Вложим мы в них сакральное знание, как делали наши предки – и они и впрямь могут ожить, стать помощниками или заступниками, а вложим только желание смотреть на красивую вещь, так она такой вещью и останется.

deb
Вероника Голубева

Мудрость народная или "пережиток языческого прошлого" безликость обрядовых кукол, конечно, вопрос спорный, но статья, бесспорно, получилась на много-много плюсов.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+