Вся история человечества — это история войн и поэтому один из самых важных вопросов, над которыми веками задумывались историки, философы, мыслители и политики: «Почему начинаются войны?».
Любой параграф учебника по истории, посвященный той или иной войне, начинается с подпункта: «Причины». Все эти подпункты написаны по-разному и о разном. Причины Столетней, Тридцатилетней, Северной и Великой отечественной войны не могут быть одинаковыми, ведь велись они в разные эпохи и разными государствами. Однако даже при беглом взгляде на мировую историю и при попытке осмыслить причины войны философски становится очевидно, что все войны человечества имеют схожие причины, со скидкой на разный исторический контекст.
Что такое война? И что лежит в её основе?
Что такое война? Академические и учебные издания указывают, что это конфликт между политическими и религиозными образованиями, проходящий в форме военных действий. Но давайте перейдем с языка исторической науки на бытовой язык, в котором есть такое слово как «вражда».
Вражда — это непринятие друг друга, противоборство, основанное на противоречиях. Вопрос "Почему в мире начинается война?" вопросу «Почему люди убивают друг друга?». Ведь и в мирное время происходит немало убийств. Человек решается на убийство другого в случае, если тот ему мешает осуществить свои цели или если смерть другого человека может принести выгоду. То же самое наблюдается и во взаимоотношениях государств.
Если обобщить все войны в истории человечества, то можно условно сказать, что их причина — в противоречиях между государствами, племенами, народами, квази государственными образованиями или политическими блоками. Между государствами, так и между людьми, война начинается в тот момент, когда одно государство «мешает» реализации целей другого или попадает в сферу его интересов.
Война за ресурсы
Одной из главных причин противоречий между участниками исторического процесса во все времена являлись ресурсы. С первобытных времен люди вели борьбу за выживание. Люди жили сначала общинами, потом племенами, потом семьями и в борьбе за ресурсы убивали «чужаков», чтобы долгожданная добыча досталась их «клану».
С образованием государства и появлением политической власти, каждый правитель стремился стать могущественнее другого, обладать большим количеством ресурсов. Войны древнего мира по характеру были грабительскими. Одни народы стремились завоевать другие, чтобы поработить их, подчинить своей воле и использовать как ресурс.
Всем известно, что великий немецкий философ Карл Маркс делил всю историю человечества на пять этапов - «формаций». В современной исторической науке формационный подход Маркса критикуется, указывается на его схематичность и ангажированность. Однако, философ в целом верно определил этапы и по названию трех средних формаций становится очевидно, какой ресурс являлся основной противоречий. Не случайно, определения Маркса, при всей критики его подхода, до сих пор применяются в науке и используются в учебниках истории.
Эпоха древнего мира — рабовладельческий строй. Главным ресурсом, условно говоря, были рабы, как основная «движущая сила». У кого больше рабов — тот влиятельнее, государства, подчинившие себе большое количество народов, становились мировыми империями, определявшими ход истории.
Средние века вошли в учебники истории как эпоха «феодализма». Феод — земельное владение. Главной ценностью в этот период стала земля. Война, наряду с династическим браком, была для королей и сеньоров средневековья главным средством для расширения своих земельных владений, и как следствие, увеличение могущества. Почти все войны средневековья вели к территориальным изменениям. Не случайно эта эпоха завершается образованием централизованных государств, то есть победой той или иной территории и монархической династии над остальными. Средние века нам запомнились также и религиозными войнами. Однако, при ближайшем рассмотрении, становятся понятно, что религия была всего лишь «шапкой», накрывавшей шкурные интересы тех или иных монархов, династий или рыцарских орденов. Церковь была крупнейшим землевладельцем, и это уже о многом говорит.
Период новой и новейшей истории, то есть с XVII века до наших дней — это время капитализма. В основе лежит «капитал», проще говоря, материальная прибыль и финансовая выгода, борьба шла за экономическую мощь государства. Обратимся российской истории. Петр и Екатерина вели войны за выход к морям. А зачем государству выход к морю? Чтобы развивать торговый флот и тем самым усилить экономическую мощь государства. Вечной причиной русско-турецких войн стали проливы Босфор и Дарданеллы из-за их стратегической и экономической выгоды для России. Эти проливы в данной ситуации были ресурсом, которым стране необходимо обладать.
Марксистский подход, даже в модернизированном виде, достаточно уязвим и не дает полной картины, но войну как «передел ресурсов» он достаточно хорошо иллюстрирует.
Ресурсы в самом широком понимании этого слова продолжают быть одной из главных причин военных конфликтов. Сегодня этим ресурсом продолжает оставаться капитал и полезные ископаемые, как средство достижения экономической мощи.
Проблема «вечного мира» и справедливого мирового порядка. Можно ли избавиться от войн?
Над этой проблемой вопросом задумывались с древнейших времен. «Проекты справедливого мирового порядка» создавались с эпохи средневековья. Авторы этих проектов предлагали различные «объединяющие факторы», которые могли бы лечь в основу справедливого миропорядка. Это была и христианская вера, и мировая торговля и даже развитие международной прессы, однако все эти проекты по своей сути были утопичны, и к вечному миру привести не могли. Тем не менее осмысление этих проектов наводит на некоторые мысли о причинах войн и о невозможности этого самого «вечного мира».
Среди первых авторов, задумавшихся над этой проблемой, был великий голландский философ-реформатор Эразм Роттердамский. В основе проекта Эразма лежала проблема «доброй воли» человека и близкая к платоновской идея о том, что первостепенную роль в обществе должны играть философы.
Он мечтал о «Всемирной республике ученых». Ученые должны были заняться воспитанием нового человека, главная идея в том, что если человека воспитывать по-новому, и каждый будет четко знать своё место и свои функции — то войны не будет.
Идея «новой педагогики», которая прослеживается у Эразма, присутствовала еще и в других проектах вечного мира, в частности у Иммануила Канта.
В проектах «вечного мира» Эразма Роттердамского и И. Канта заложена идея о несовершенстве человека. Развивая её, понимаешь, что именно несовершенство человека, его приверженность злым страстям и его отрицательные качества (злоба, зависть, ненависть) и становятся причиной войн, как в бытовом, так и в историческом понимании. Ведь злоба, зависть и тщеславие характерны не только для обычных людей, но и для монархов и именно поэтому их предлагали воспитывать «по-новому».
Последним проектом так называемого «справедливого мирового порядка» можно назвать идею «конца истории» американского философа Френсиса Фукуямы. "Конец истории" американизированный японец понимает не как конец света, а как переход некоторого рубежа, после которого историческое развитие общества прекращается. Достигается определенное мировое устройство, которое не требовало бы дальнейших изменений, а следовательно войн и противоречий, и критерием такого мирового устройства для Фукуямы стала либеральная демократия.
Эпоха «либеральной демократии» наступила после победы над главными «идеологическими бичами» - фашизмом и коммунизмом, и теперь история кончилась, и более идеальной формы государственного и мирового устройства уже не будет. Переводя данную концепцию на проблему "вечного мира" — если во всем мире будет либеральная демократия, то войн не будет, будет единый и свободный глобализированный мир.
Концепция Фукуями лежит в основе американской политики со времен Б. Клинтона, и это действительно очень заметно по поведению «сверхдержавы».
«У вас ещё нет либеральной демократии? Тогда мы идем к Вам».
К чему это приводит, нам каждый день рассказывают по телевизору, и подробно описывать это не стоит. Ясно одно, "вечным миром" тут и не пахнет. Те страны, в которых нет и по ряду причин не может быть этой самой эфемерной "либеральной демократии", оказались вне «справедливого мирового порядка», и война началась против них. А они, пережив кризис национальной идентичности, дали свой ответ на попытку «унифицировать» их. Здесь опять вспоминаешь о религиозном факторе. Зачастую он становился лишь вспомогательным, однако религиозная идентичность есть основа национальной идентичности, соответственно отказ от веры ведет к отказу от самого себя, от своей культуры. Поэтому религиозный фактор, родом из далекого средневековья, вновь встает сегодня на повестку дня.
Вывод напрашивается сам собой: все люди разные, воспитываются в разных культурах и в разных традициях, и у каждого «своя правда». Попытка унифицировать народы и заставить их жить по «общим справедливым законам» не ведет к миру, а лишь становится ещё одной причиной для начала войн.
Так почему же начинается война?
Причин для войн может быть множество, однако, если не углубляться в дебри исторической науки, то становится очевидно, что причины войн кроются в природе человека и, переходя на государственный уровень, принимают лишь большие масштабы.
Войны между государствами, как и вражда между людьми, зачастую начинаются из-за «материальной выгоды» или борьбы за ресурсы, понимание и значение этого ресурса исторически меняется, но суть остается прежней.
Ещё один комплекс причин кроется в несовершенстве человеческой природы, в его пороках и желаниях. Интересы государства зачастую зависят от интересов «сильных мира сего», а они – люди, и ничто человеческое, в том числе и негативные качества, им не чуждо.
И, наконец, третий комплекс причин кроется в этнических, религиозных, культурных и ментальных разногласиях между народами. Проще говоря, что русскому хорошо, то китайцу смерть. Так оно сложилось исторически и никакой «конец истории» не поможет преодолеть эти противоречия. Попытки сделать других похожими на себя приводят к неизбежным войнам. Чтобы избежать этого, нужно принимать другие народы такими, какие они есть. И стараться построить диалог между культурами.
Единственный способ не воевать — это договориться. К этой мысли политики, историки и философы пришли уже очень давно и сегодня мы, как можем, договариваемся. Однако, далеко не всегда это дает результат, разногласия продолжают возникать и большое счастье, что в современном мире существует множество способов разрешить противоречия мирным путем.
Тем не менее, войны всё равно продолжаются. И так будет, пока существуют противоречия между государствами по поводу ресурсов и сфер влияния, а также особенности тех или иных стран и народов , мешающие национальным и глобальным интересам ближних и дальних соседей по земному шару.