icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Владислав Черных
Интересные факты

«Ночные ведьмы»? Для чего создавали женские летные отряды в Великую Отечественную войну?

  • 1470
  • 8

«Ночные ведьмы»? Для чего создавали женские летные отряды в Великую Отечественную войну?

К
Когда мы слышим слово «лётчик», перед мысленным взором чаще всего встаёт образ дюжего брутального парня в гермокомбинезоне, с широкими плечами и пронзительным отсветом синего неба во взгляде. О пилотессах же вспоминают нечасто, хотя имена Амелии Эрхарт или Валентины Гризодубовой когда-то были известны во всём мире. Ещё реже женский образ ассоциируется со словосочетанием «военный летчик Второй Мировой». Да, случалось такое, в разных странах представительницам прекрасного пола удавалось попасть в ряды летного состава ВВС, но это были единичные случаи. И только в СССР существовали целые боевые авиаполки, полностью состоявшие из женщин. Давайте вспомним – почему и как такое стало возможным.

Великая Отечественная война, октябрь 1941-го… ВВС РККА за первые месяцы войны понесли чудовищные потери. Всё реже и реже можно увидеть в небе наш «ястребок», лётчики люфтваффе уже чувствуют себя полными хозяевами положения. Красной Армии катастрофически не хватает как самолётов, так и пилотов, а бои идут всё ближе к Москве. В строй поставлено всё, что может летать, вооружены и подняты в небо даже давно списанные учебные бипланы, идёт срочное переобучение лётного состава ГВФ (предшественника Аэрофлота) на боевые самолёты.

В эти тяжелые, драматические дни в коридорах и кабинетах Управления ВВС часто можно было встретить молодую напористую женщину, наседавшую на командиров и начальников. Тогда она была известна всей стране – Герой Советского Союза, кавалер Ордена Ленина, знаменитая лётчица, участница героического перелёта Москва – Дальний Восток Марина Раскова. В женском экипаже рекордного самолёта «Родина» Марина была штурманом, во время вынужденной посадки по приказу командира прыгала с парашютом в тайгу, десять суток выбиралась к людям с двумя плитками шоколада в кармане. Так что награды свои получила не за красивые глазки, упорства и мужества ей было не занимать.

Товарищ Сталин пребывал в раздумьях. На днях в ЦК ВКП(б) поступило личное обращение от Марины Расковой. Она настойчиво пробивает идею формирования женских авиационных подразделений в ВВС РККА. С одной стороны, война в небе - совершенно не женское занятие. С другой – летать почти что и некому, враг под Москвой, а в гражданской авиации есть немало опытных пилотов-женщин. Да и о пропагандистской стороне вопроса тоже подумать не мешает – в стране всеобщего равенства женщины имеют право защищать Родину плечом к плечу с мужчинами. Хороший пример для молодёжи будет. Где тут мой красный карандаш?

«Добро» на создание женского авиаполка было получено. Набор вели на добровольной основе, предпочтение отдавалось персоналу ГВФ, выпускницам летных школ и аэроклубов. Однако желающих оказалось так много, что пришлось формировать три подразделения. После трехмесячного переобучения девушки разделились на 586-й истребительный авиаполк, 587-й бомбардировочный и 588-й ночной легкобомбардировочный. И если первые два полка всё же получились смешанными, то 588-й оказался полностью состоящим из женщин – было решено, что с техникой они справятся самостоятельно. Именно лётчицы этого полка впоследствии стали известны, как «ночные ведьмы».

В состав новообразованного авиаполка вошло 115 девушек, среди них были и совсем молодые, семнадцатилетние, и постарше. Командиру полка, Евдокии Бершанской, было 28 лет. Поначалу отношение к летчицам со стороны пилотов «мужских» подразделений было несколько пренебрежительно-насмешливым, появилось даже ироническое прозвище «Дунькин полк». Уж очень непривычным и даже вызывающим зрелищем для фронтовых лётчиков оказались хрупкие девчонки, управляющие «легкими ночными бомбардировщиками».

Название «легкий ночной бомбардировщик» не зря взято в кавычки – до войны он был учебным самолётом У-2, «летающей партой» для всех советских лётчиков. Внешне У-2 совсем не походил на грозные боевые самолёты, это был простой деревянно-тряпочный биплан с маломощным двигателем. Как говорил безвестный инструктор аэроклуба, «самолёт У-2 состоит из дырочек и палочек – палочки для усиления, дырочки для облегчения». Карьера легкого разведчика или самолёта связи – максимум, что могло ждать его на фронте. Однако осенью 41-го выбирать не приходилось, самолёт переоборудовали для решения боевых задач. И очень скоро оказалось, что в умелых руках, да при правильном применении и этажерка с женским экипажем может быть серьёзным противником.

Основной задачей девушек стало нанесение тревожащих ночных бомбовых ударов по позициям врага. К самолёту подвешивались малокалиберные бомбы или ампулы с зажигательной смесью, штурманы в темноте практически по наитию выводили самолёты к цели - приборов для ночных полётов на У-2 не было. Прицеливание осуществлялось по простейшему самодельному прицелу, который сами лётчицы называли ППР – проще пареной репы. За один вылет удавалось сбросить на врага пару сотен килограмм бомб. В отдельных случаях возили по 350 кг, но это уже было многовато для «кукурузника». Подвешивали и пятисотку, хотя с ней самолёт летел на манер брошенного утюга – невысоко, недалеко и только по прямой, маневрировать было почти невозможно. Так что в практику это не вошло.

Несмотря на кажущуюся несерьёзность таких бомбардировок, выяснилось, что они весьма сильно подрывают боевой дух захватчиков. Немцы привыкли, что война идёт по расписанию – днём воюем, вечером плотно закусываем гороховой колбасой, ночью спим. И вдруг с назойливостью комара над спящими воинами Рейха начинает жужжать какая-то «кофемолка» или «швейная машинка». Да не просто жужжит всю ночь, а ещё и пребольно кусается! Очень скоро гитлеровцы стали бояться маленьких фанерных машинок не меньше, чем бронированных штурмовиков, а за сбитый У-2 положили награду – Железный крест.

Кстати, заслужить этот крест оказалось не так легко. Ночные полёты в 40-е годы ещё представляли немалую сложность, истребители врага не могли разглядеть тихоходную этажерку на фоне земли. Даже днём это было непростой задачей. Зачастую пилоты У-2 уходили от врага, маневрируя между деревьями и зданиями, скрываясь в складках местности. Зенитчики на земле тоже часто мазали по «русфанеру» - они не привыкли к таким медленным целям. Ночью во время захода на цель девушки часто убирали обороты до минимума, чтобы создавать меньше шума. Враг перед взрывами успевал услышать только непонятный шелест в небе – это ветер шумел в расчалках биплана, ассоциируясь с шумом ведьминой метлы. Отсюда и пошло прозвище «Nachthexen», то есть «Ночные ведьмы»...

Тем не менее, воевать на маленьком У-2 девушкам было очень непросто. Уж если он попадал во вражеский прицел – пиши пропало! Мало того, что на самолёте не было никакой брони, так ещё и парашюты лётчицы не брали – это позволяло подвесить лишних 20 кг бомб. Лишь в 1944-м в приказном порядке их обязали летать с парашютами. За время боевых действий полк лишился 28 самолётов и 32 пилотов и штурманов. «Черным днём» для полка стало 1 августа 1943 года, когда сразу четыре экипажа погибли от действий ночных истребителей врага. Наземному персоналу тоже было нелегко – им приходилось выполнять тяжелую мужскую работу, готовя к самолёты к вылетам. А вылетов было по 6-8 за ночь.

Преодолевая все трудности и лишения, авиаполк воевал, и воевал успешно, закончив свой боевой путь в Германии. За годы войны было произведено более 23 тысяч боевых вылетов, сброшено на врага почти 3000 тонн бомб. В 1943-м году он стал 46-м гвардейским, за боевые успехи был награждён орденами Красного Знамени и Суворова. Звания Героя Советского Союза были удостоены 24 «ведьмочки». В послевоенное время к истории женского полка не раз обращались кинематографисты, писатели и даже рок-музыканты. Память о легендарных «Ночных ведьмах», беспощадно громивших врага, продолжает жить…

spe
Юлия Дворникова

Женщины и война. Тяжёлая тема. Спасибо за такую полновесную статью!+++++++++++++++++

top
Halida Rojkova

Какой Вы молодец, Владислав, что взялись за эту сложную тему! ++++++++++++++++++++++

pro
Семен Цыгановский

Да, тема сложная. Есть у нее еще одна сторона. Девушкам сложно было возвращаться в мирную жизнь после войны. Сложнее, чем мужчинам. А никаких особенных льгот (ни материальных, ни моральных) они не получили. Плату за ордена отменили (временно!) через несколько лет после окончания войны.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+