Учение взрослого человека можно представлять себе по-разному. Например, существует люди, которых называют «вечными студентами»: одно высшее образование, второе, третье… в наше время это означает немалые деньги, но если деньги есть – почему бы и нет? Конечно, не все и не всегда «находят себя» с первого раза, второе образование может стать новой ступенью в освоении избранной специальности – так произошло, например, с американским исследователем Ф.Коллинзом, одним из участников программы «Геном человека»: после защиты диссертации по теоретической квантовой механике он занялся изучением биологических наук… Но бесконечная череда вузов – это все-таки разновидность безделья.
Учение взрослого человека может быть другим – и тогда оно действительно необходимо и даже неизбежно. Что говорят молодому специалисту более опытные коллеги? «Забудь все, чему тебя научили в вузе». Такая формулировка, пожалуй, несколько категорична – вряд ли врачу следует забывать анатомию, а учителю – психологические особенности младших школьников и подростков – но есть вещи, которым в вузе научить не могли, которым можно научиться только в процессе работы – наблюдая, как работают другие, делая выводы из собственных ошибок. Тот, кто неспособен к такому учению, кто упорно придерживается усвоенных «мертвых правил», никогда не станет высококлассным специалистом и даже хорошим «ремесленником».
Взрослому человеку необходимо постоянно расширять свой кругозор еще и потому, что его область деятельности не стоит на месте. В некоторых странах педагоги, медики и другие специалисты обязаны раз в несколько лет сдавать экзамены на знание последних достижений науки, относящихся к их специальности. В нашей стране такой практики нет – но держать такую «высокую планку» для себя лично определенно не помешает каждому из нас.
Готовность учиться, осваивать что-то новое может спасти в трудные времена. Например, женщины переживают экономические кризисы в целом легче мужчин, поскольку в случае потери работы они с большей готовностью идут на новую работу, где требуется переобучение, мужчины же нередко оказываются психологически не готовы учиться в зрелом возрасте.
Взрослый человек может учиться не только в своей профессиональной области – это может быть увлечение: вязание, вышивка, столярное дело, рисование и т.п. Такое освоение новых навыков может приносит практическую пользу – некоторым даже удается на этом заработать, доставляет радость, а главное – не дает нервной системе остановиться в развитии. Самообучение имеет и еще одно полезное свойство – оно помогает лучше понимать детей-школьников: мама с легкостью поймет, почему у первоклассника не получается писать палочки, если сама в это время впервые пытается удержать дополнительную спицу.
Под учением во взрослом состоянии можно понимать и расширение своего кругозора. В наше время нет недостатка в научно-познавательных книгах, в Интернет-ресурсах такого содержания – и подобное времяпрепровождение принесет и больше радости, и больше пользы, чем просмотр очередного сериала – хотя бы потому, что «подкованный» в научном отношении человек с меньшей вероятностью станет жертвой афериста-лжеученого.