Чтобы разобраться во всех перипетиях его судьбы, расскажем о нем по порядку, то есть с момента рождения. В прекрасном городе Париже в конце ХIХ века (в 1888 году) у супругов Моран родился долгожданный сын. Назвали его Полем, любили, баловали, а он радовал семью своими успехами. Рано начал говорить, неплохо рисовал и музицировал. Охотно учился, и для этого у него были все возможности. Папа, занимая большой пост, был человеком небедным и оплатил сыну самый дорогой лицей, затем учебу в Институте политических исследований, а потом и Оксфорд.
Поль Моран мог позволить себе роскошную жизнь в Италии, а когда надоедало, то перемещался в Англию и не менее комфортно там устраивался. Молодой человек с детства (опять же благодаря папе) вращался в богемных кругах и был знаком со многими известными писателями и художниками. И, конечно же, мечтал о славе и всей «той мишуре, которую она с собой несет». Мечты вскоре реализовались, у Поля оказался дар сочинительства. Сначала стихи – легкие и романтические, потом новеллы – немного философичные, в меру назидательные. Предисловие к первому сборнику написал сам Пруст, а Кокто (статья «Кто такой Жан Кокто?» от 23. 2. 16 г.) несколько дней не расставался с книгой, шумно восхищаясь молодым талантом. Легкий, непринужденный слог, ироничность и юмор – читатели были в восторге. Так появился во Франции писатель и поэт Поль Моран.
Папа позаботился и о том, чтобы у сына была хорошая должность. Поль начал работать в издательстве «Галлимар». Оно затеяло большую серию, назвав ее «Возрождение новеллы», а Моран стал куратором серии. Одновременно он увлекся журналистской работой. Писал об искусстве, темы его статей - премьеры и дебюты, вернисажи и персоналии богемы. Он создал большую и очень удачную серию литературных портретов, писал о современниках и давно ушедших из жизни классиках. Его любимое занятие – путешествовать. Поль удачно совмещает его с творчеством – пишет путевые заметки. В 1933 году Пабст приступил к съемкам фильма «Дон-Кихот». Сценарий он доверил написать Полю Морану, а в главной роли снял великого Федора Шаляпина. Успех был грандиозный.
Поль Моран посетил загадочный и непонятный европейцам Советский Союз. Не туристом, конечно, его назначили помощником посла Франции в СССР. Там произошло его знакомство с русскими писателями и художниками. В Сокольниках его приняла Лиля Брик (о ней читаем в статье «Лили Брик и Эльза Триоле. Что мы о них знаем? Статья первая – Лиля Брик» от 6. 5. 16 г). Моран выглядел довольным: его угощали и развлекали со всей щедростью, присущей русской душе. Блины с красной и черной икрой, чай из самовара, баранки, сахар вприкуску и варенье на блюдечке… НЭП Поля поразил, коммунистическая идеология не увлекла, ЧК он побаивался, а потому лишнего не говорил, больше слушал и смотрел во все глаза. И было на что! Например, люди, эти непонятные мечтатели и строители нового мира. Кого только не встретишь в Сокольниках у Бриков и Маяковского! Да и они сами смогли шокировать даже этого европейца, заявлявшего, что исповедует свободные нравы. Ново, необычно – будет отличный материал для новой книги!
Вернувшись во Францию, он написал очередной роман, который вызвал неподдельный интерес в Европе. Своему памфлету он дал название «Я жгу Москву». Эпатировать публику Моран умел. Свое видение Советского Союза он поведал легко и весьма остроумно, не напрягая мозг читателя излишними политическими выкладками. Антисемитский душок, который ранее наблюдался во всех его произведениях, на этот раз превратился в смердящую вонь. Персонажей в романе много, и 95 % из них евреи. Каждое описание едко саркастическое и зло ироническое. Больше всех досталось знаменитому трио. Лиля Брик легко узнаваема в Василисе Абрамовне, а Маяковский – в Мордухае Гольдвассере, об Осипе сказано уничижительно: теперь он просто «некто из их окружения».
В романе огромное количество бытовых зарисовок, которые русским кажутся обыденными, а изящный француз впадет в шок. Например, описание двойных рам, промазанных толстым слоем оконной замазки. А почетный караул на Красной площади и сам мавзолей Моран почему-то сравнил с лотком, торгующим мороженой осетриной. И где, скажите на милость, он видел солдат, охраняющих такие лотки?! Одним словом, славы писатель себе прибавил, а голосов защитников исторической правды никто не услышал. Да и были ли они? В СССР, разумеется, роман не был опубликован, а русский перевод появился только в 90 – х годах ХХ века.
Поль Моран стал известной личностью, он узнаваем, у него есть поклонники и поклонницы. Он удачно женился. Его супругой стала румынка Елена Сутцо. Она женщина из сказки: во-первых, принцесса; во-вторых, очень красива. Есть еще и, в-третьих, «чрезвычайно, до неприличия богата». Все складывается замечательно, но тут Судьба выходит на крутой вираж и меняет привычную жизнь Морана. Начинается Вторая Мировая война, и Франция покорно и почти без боя сдается на милость победителей. В так называемой «свободной зоне», в Виши, было сформировано новое правительство, которое стало налаживать отношения со всеми странами, уже завоеванными Германией. Послом в Румынию был назначен Поль Моран.
Осуждать легко, давать оценки поступкам и людям тоже. Не станем это делать и обрушивать на голову Морана ушаты грязи и вполне заслуженных обвинений в коллаборационизме. Французы это сделали без нас. После войны он был наказан Францией: де Голь, с которым Поль пытался как-то объясниться, не пожелал с ним встретиться. И на его поздравительную телеграмму в связи с победой и освобождением Парижа генерал тоже не ответил. Моран успел сбежать из Румынии в Берн, где прожил двенадцать лет. Сидел тихо и писал романы, многие из которых ввиду скабрезности многих сцен продавали только в разделе «Литература для взрослых».
А потом легкомысленные французы забыли о войне и немцах и простили всех, кто «искренне раскаялся», в том числе и Поля Морана. Он вернулся на Родину, которая, помня о его литературных достижениях, избрала его в Академию. Морана причислили к лику «бессмертных». По его произведениям режиссеры активно снимали кинофильмы, есть несколько телесериалов. Французы славятся своей снисходительностью и умением забывать о «грязных пятнах» любых биографий.
23 июля 1976 Поля Моран не стало. В своем завещании он указал, чтобы его кремировали и захоронили прах в могиле его супруги, которая находится в городе Триесте.