icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
матвей веревкин
Окружающий мир

Кто такой маргинал

  • 7037
  • 4

Кто такой маргинал

Н
Начнем с терминологии.

Изначально «маргиналии» - это термин, используемый в полиграфии: «пометки и исправления на полях рукописи», то есть, вне текста.

Однако модное сегодня слово «маргинал» чаще употребляется в социологическом контексте. Если обобщить энциклопедические определения, получим следующее: маргинал (от латинского «marginalis» - находящийся на краю; «margo» - край, граница) - социологический термин, обозначающий человека, находящегося на «краю», на «границе» присущей ему социальной группы, существующий вне характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.

Проще говоря, маргинал – это отщепенец, изгой.

Однако не все так просто.

На Западе понятием «маргинал» оперируют примерно с двадцатых годов прошлого столетия, когда с легкой руки американского социолога Роберта Парка так стали называть иммигрантов в США, не способных или не желающих вливаться в новую для них социально-культурную среду.

Позднее это понятие стали понимать шире, охватывая всех не вписавшихся ни в одну из социальных групп и оказавшихся тем самым в «пограничном», «промежуточном» состоянии.

Со временем термин «маргинализм» стал употребляться также в политическом, экономическом, религиозном и иных аспектах.

Особо активно за него ухватились в области культуры, где господствовали уже сформировавшиеся направления и виды художественного творчества.

Тотчас возникли сложности с дефинициями.

По определению маргинал это художник, творящий вне рамок устоявшихся, признанных форм; своего рода, бомж от искусства, не способный в силу культурной ущербности или творческой неполноценности примкнуть ни к одной из честно бороздящих ниву арт-групп.

С другой стороны, подобный «лишенец» может быть как отстающим от времени, так и опережающим его. К примеру, письменник, неправильно пишущий некое слово, может быть элементарно безграмотен, но может и сознательно «искривлять» правописание, стремясь усилить художественный эффект. Вспомним есенинские «чорт», «шол Господь», солженицинское «большевицкий» или тексты Платонова.

Разумеется, подобные вольности могут активно отвергаться современниками, но могут с восторгом восприниматься и даже культивироваться потомками.

Хрестоматийный опыт – история импрессионизма.

В художественной среде понятие "маргинальный" не несет четкой качественной оценки.

Художник-маргинал ни хорош, ни плох, он просто вне доминирующего контекста. Ему судья – время.

Социальная сфера сложнее и жестче.

В русском словоупотреблении понятие «маргинал» появилось не так давно, однако стремительно распространилось в форме категорически-негативной оценки: деклассированный элемент. Этакий горьковский тип, обитатель пресловутого дна. Маргинал в подобной трактовке существует вне (или у самой границы) социальной группы – он «внесистемен».

Именно «внесистемность» - характерная, определяющая черта всякого маргинала.

Однако состояние маргинальности не обязательно является перманентным.

То, что сегодня вне структуры, завтра может стать элементом системы и наоборот. Взять хотя бы легион компартийных функционеров, оставшихся не у дел после августа 1991-го и невостребованных новой властью, либо принципиально не пожелавших ее обслуживать; с другой стороны – политический маргинал Ельцин, в одночасье вознесшийся на властный Олимп и лишний раз доказавший - насколько ложно однобокое понимание маргинализма как общественной неполноценности определенного круга людей.

Нравится нам это или нет, но всегда были и будут индивидуумы, не способные принять «правильную» общественную позу. Вольно или невольно. По желанию или по обстоятельствам.

Если ты не посещаешь службу, не платишь налоги, предпочитаешь самолету автостоп, а городской квартире трюм баржи – ты маргинал.

Недавно на Западе появился новый термин «дауншифтинг» (downshifting), определяющий один из аспектов современного маргинализма как жизненную философию «отказа от чужих целей»,

неприятия агрессивно пропагандируемых ценностей – материального потребления, карьерного роста и проч. Взамен предлагается иной ориентир: жизнь для себя и своей семьи.

Актуальный слоган для продвинутого маргинала.

Между прочим, всякий фрилансер – уже маргинал (в рамках сегодняшнего понимания). Но завтра, когда рабочим местом большинства умников станут домашний комп и всемирная сеть, когда подобная организация труда станет нормой, фриланс утратит свою маргинальность и вежливо передаст эстафету интеллектуалам-поденщикам. Почему нет?

Итак, маргинал – это человек, игнорирующий социальный стандарт и пренебрегающий эстетической нормой, однако соблюдающий право и общепринятые принципы морали и этики (преступники и маньяки не в счет – это отдельный, сравнительно узкий круг сознательных маргиналов).

Безусловно, маргинал – асоциальный элемент. Но при этом он может жить долго и счастливо, без метаний и рефлексий, быть вполне самодостаточным, существуя в собственной системе координат и ценностей.

Идея! Создать исторический пантеон знаменитых маргиналов. Посещение подобного заведения могло бы стать весьма поучительным для подрастающего поколения. Чаадаев, Радищев, граф Толстой, академик Сахаров, композиторы Альфред Шнитке и Эдисон Денисов или вот! – путешественник, экстремал-одиночка Федор Конюхов, уж маргинальней некуда.

Чем плохая компания?

deb
Елена Хламова

Иногда приходится слышать это слово как ругательство по отношению к кому - то.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+