Изначально «маргиналии» - это термин, используемый в полиграфии: «пометки и исправления на полях рукописи», то есть, вне текста.
Однако модное сегодня слово «маргинал» чаще употребляется в социологическом контексте. Если обобщить энциклопедические определения, получим следующее: маргинал (от латинского «marginalis» - находящийся на краю; «margo» - край, граница) - социологический термин, обозначающий человека, находящегося на «краю», на «границе» присущей ему социальной группы, существующий вне характерных для данного общества социально-культурных норм и традиций.
Проще говоря, маргинал – это отщепенец, изгой.
Однако не все так просто.
На Западе понятием «маргинал» оперируют примерно с двадцатых годов прошлого столетия, когда с легкой руки американского социолога Роберта Парка так стали называть иммигрантов в США, не способных или не желающих вливаться в новую для них социально-культурную среду.
Позднее это понятие стали понимать шире, охватывая всех не вписавшихся ни в одну из социальных групп и оказавшихся тем самым в «пограничном», «промежуточном» состоянии.
Со временем термин «маргинализм» стал употребляться также в политическом, экономическом, религиозном и иных аспектах.
Особо активно за него ухватились в области культуры, где господствовали уже сформировавшиеся направления и виды художественного творчества.
Тотчас возникли сложности с дефинициями.
По определению маргинал это художник, творящий вне рамок устоявшихся, признанных форм; своего рода, бомж от искусства, не способный в силу культурной ущербности или творческой неполноценности примкнуть ни к одной из честно бороздящих ниву арт-групп.
С другой стороны, подобный «лишенец» может быть как отстающим от времени, так и опережающим его. К примеру, письменник, неправильно пишущий некое слово, может быть элементарно безграмотен, но может и сознательно «искривлять» правописание, стремясь усилить художественный эффект. Вспомним есенинские «чорт», «шол Господь», солженицинское «большевицкий» или тексты Платонова.
Разумеется, подобные вольности могут активно отвергаться современниками, но могут с восторгом восприниматься и даже культивироваться потомками.
Хрестоматийный опыт – история импрессионизма.
В художественной среде понятие "маргинальный" не несет четкой качественной оценки.
Художник-маргинал ни хорош, ни плох, он просто вне доминирующего контекста. Ему судья – время.
Социальная сфера сложнее и жестче.
В русском словоупотреблении понятие «маргинал» появилось не так давно, однако стремительно распространилось в форме категорически-негативной оценки: деклассированный элемент. Этакий горьковский тип, обитатель пресловутого дна. Маргинал в подобной трактовке существует вне (или у самой границы) социальной группы – он «внесистемен».
Именно «внесистемность» - характерная, определяющая черта всякого маргинала.
Однако состояние маргинальности не обязательно является перманентным.
То, что сегодня вне структуры, завтра может стать элементом системы и наоборот. Взять хотя бы легион компартийных функционеров, оставшихся не у дел после августа 1991-го и невостребованных новой властью, либо принципиально не пожелавших ее обслуживать; с другой стороны – политический маргинал Ельцин, в одночасье вознесшийся на властный Олимп и лишний раз доказавший - насколько ложно однобокое понимание маргинализма как общественной неполноценности определенного круга людей.
Нравится нам это или нет, но всегда были и будут индивидуумы, не способные принять «правильную» общественную позу. Вольно или невольно. По желанию или по обстоятельствам.
Если ты не посещаешь службу, не платишь налоги, предпочитаешь самолету автостоп, а городской квартире трюм баржи – ты маргинал.
Недавно на Западе появился новый термин «дауншифтинг» (downshifting), определяющий один из аспектов современного маргинализма как жизненную философию «отказа от чужих целей»,
неприятия агрессивно пропагандируемых ценностей – материального потребления, карьерного роста и проч. Взамен предлагается иной ориентир: жизнь для себя и своей семьи.
Актуальный слоган для продвинутого маргинала.
Между прочим, всякий фрилансер – уже маргинал (в рамках сегодняшнего понимания). Но завтра, когда рабочим местом большинства умников станут домашний комп и всемирная сеть, когда подобная организация труда станет нормой, фриланс утратит свою маргинальность и вежливо передаст эстафету интеллектуалам-поденщикам. Почему нет?
Итак, маргинал – это человек, игнорирующий социальный стандарт и пренебрегающий эстетической нормой, однако соблюдающий право и общепринятые принципы морали и этики (преступники и маньяки не в счет – это отдельный, сравнительно узкий круг сознательных маргиналов).
Безусловно, маргинал – асоциальный элемент. Но при этом он может жить долго и счастливо, без метаний и рефлексий, быть вполне самодостаточным, существуя в собственной системе координат и ценностей.
Идея! Создать исторический пантеон знаменитых маргиналов. Посещение подобного заведения могло бы стать весьма поучительным для подрастающего поколения. Чаадаев, Радищев, граф Толстой, академик Сахаров, композиторы Альфред Шнитке и Эдисон Денисов или вот! – путешественник, экстремал-одиночка Федор Конюхов, уж маргинальней некуда.
Чем плохая компания?