Феодосия Прокопьевна Соковнина (1632 года рождения) в иночестве Феодора, была старшей дочерью Прокопия Соковнина, приближенного царя Алексея Михайловича Романова. Прокопий не был особо богат, но пользовался особым уважением у государя. Поэтому он был очень рад, когда узнал, что его 17 летняя красавица дочь приглянулась дядьке младшего брата царя Глебу Морозову. Тем более этот брак открывал выгодное будущее для младшей сестры Евдокии и братьев Федора и Алексея. Богатый Глеб Морозов к 50 годам был вдовцом, но детей не имел, ему повезло - молодая невеста была очень хороша собой и нрава кроткого и доброго.
Сватовство получилось роскошным. 12 породистых лошадей, впряженных в большую позолоченную карету, сотня слуг в сопровождении, богатая атрибутика. Давно столица не видела такой красивой церемонии. Феодосия воспитывалась в строгости и послушании. Перечить отцу было не принято, и она выходила замуж «вслепую», исполняя волю родителей. Хотя она не могла не понимать, что отныне будет жить в достатке и богатстве. Свадьбу праздновали почти неделю в богатом имении Морозова подмосковном Зюзине, в потрясающем дворце, расписанным по последней моде, и построенном в самом современном стиле.
На свадьбу пожаловал и сам государь Алексей Михайлович с супругой Марией Ильиничной. Симпатичному молодому царю запала в душу красавица Феодосия, он, буквально не спускал с неё глаз. Вот с этого момента, как считали многие летописцы и началась трагическая история боярыни. Сразу же после окончания свадебных торжеств, Алексей Михайлович пригласил супругов к себе на аудиенцию, и с тех пор очаровательная боярыня стала приближенной ко двору. Царь и сам часто посещал имение мужа, а, не по годам умная и зрелая, Феодосия все чаще появлялась во дворце. Государю нравилось общаться с Морозовой, которая оказалась очень начитанной, набожной, хорошо знала историю и православие, неплохо разбиралась в политике.
Когда через год после свадьбы у Феодосии родился сын Иван, такой же светловолосый и голубоглазый как Алексей Михайлович, в народе мало кто сомневался по поводу отцовства. Тем более, что у братьев Морозовых Глеба и Бориса никогда детей не было.
В 1662 году друг за другом скончались оба брата, по закону наследником являлся сын Иван, но он был ещё несовершеннолетним и Феодосия становиться самой богатой женщиной на Руси. Умная, сильная, женщина без мужа с бунтарским характером, да ещё при власти становится при определенных условиях очень опасной. А в России все неспокойнее. В 1654 году на церковном соборе патриарх Никон провозглашает новые канонические тексты. Государь поддерживает все новации Никона принимает представителей высшего греческого духовенства. Со времени принятия христианства прошло 666 лет («число зверя»). Началась реформа церкви. Введено троеперстие, знамение двумя пальцами было запрещено, поменялся облик креста с восьмиконечного на четырехконечный, проведена унификация русской обрядности, изменение атрибутики и т.д.
Против реформации православия выступил протопоп Аввакум Петров, который был духовным наставником Феодосии Морозовой. Старица Меланья, разделявшая взгляды Аввакума, немало времени проживала в доме Морозовой, во всем помогала сторонникам старообрядческой церкви. На боярском дворе образовался целый тайный монастырь. Отношения с царем расстроились окончательно. Алексей Михайлович отказался защищать Феодосию. Морозова отказалась от двора, отклонила даже приглашение на свадьбу государя с Натальей Нарышкиной, что вызвало гнев Алексея Михайловича.
Когда к Морозовой, пришли «пытать о вере», ее наставник Аввакум уже был в ссылке за полярным кругом, а старицу Меланью Морозова сама попросила скрыться вместе с другими сестрами по вере. Так узницами за старый обряд стали боярыня и ее сестра княгиня Евдокия Урусова, а вскоре и подруга Морозовой Мария Данилова. Молодых женщин заточили в тюрьму, пытали, хотели казнить- поднять на дыбу, затем передумали и отправили в монастырь в Боровск. Она мучилась голодом и умерли в 1675 году, младшие сестры умерли раньше, а Феодосия протянула еще месяц. Ей было 43 года.
Старообрядцы особо почитают мученицу боярыню Морозову, считают святыми мученицами за веру и двух её сестер. Житие, написанное староверами для староверов, обильно цитируется в ее биографии, вышедшей большим тиражом в светском издательстве. Трагическая история раскола русской православной церкви показана в 20 серийном телефильме Николая Досталя "Раскол"(2011).