icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Психология

Какую судьбу мы подарим нашим детям?

  • 804
  • 0

Какую судьбу мы подарим нашим детям?

С
Современное общество нередко называют «детоцентрическим» – и такое определение, пожалуй, справедливо. Ни одна из предшествующих эпох не знала такого благоговения перед детством – скажем, русскому крестьянину былых времен никогда не пришло бы в голову за обедом отдавать ребенку лучшие куски, они принадлежали мужчине-кормильцу, и даже сэр Томас Мор в своей «Утопии» позволяет детям лишь стоять у стола взрослых «в глубоком молчании» и есть лишь то, что дадут взрослые со своих тарелок… Мы же, делая детей смыслом своей жизни, задаемся главным вопросом – какую судьбу мы подарим им?

Между тем, такая постановка вопроса кажется несколько странной, если не сказать – противоречивой: как можно «подарить» судьбу? В какой степени мы вообще способны повлиять на судьбу наших детей? Безусловно, определенную роль в судьбе играет семья, в которой человек родился… А. Акунин – при всех его недостатках – в романе «Азазель» высказывает одну здравую мысль: если бы В. А. Моцарт родился не в семье музыканта, а в семье пастуха, то вряд ли он стал бы великим композитором, максимум – пастушком, неплохо играющим на свирели… С этим трудно поспорить, хотя в наше время образовательная система дает гораздо большую свободу выбора: сегодня если не пастух, то хотя бы любой горожанин – будь то врач или слесарь – имеет возможность отдать своего ребенка хоть в музыкальную школу, хоть в художественную… если, конечно, не бьет кулаком по столу, заявляя: «Нечего ерундой заниматься – эта деревяшка тебя не прокормит!» Так что судьба наших детей зависит еще и от того, насколько мы готовы предоставить им возможности для развития. К сожалению, надо признать, что иногда эти возможности ограничиваются материальным благосостоянием семьи – вспоминается выпускница моего родного училища, талантливая баянистка, которая не смогла поступить в консерваторию: чтобы учиться там, нужно было иметь свой собственный инструмент, и не абы какой, а у семьи не было денег на качественный дорогой баян…

То, что мы действительно «дарим» детям – да это наши гены. Не всегда такой «дар» оказывается добрым: женщина, унаследовавшая непривлекательную внешность, вряд ли сможет создать семью, а кому-то вообще «повезло» родиться инвалидом… впрочем, именно в этом направлении мы никоим образом не может повлиять на судьбу детей… правда, возможности современной медицины позволяют вовремя производить «искусственный отбор» – но ведь мы с вами такими жестокими не будем, правда?

И все же основное направление, в котором мы можем – и должны! –повлиять на будущую судьбу наших детей, выражается известной пословицей: «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер детей нашему влиянию доступен – хотя среди далеких от науки людей бытую разные заблуждения на этот счет. Действительно, в определенном смысле характер зависит от природных факторов – он формируется на основе темперамента, который связан с врожденным типом нервной системы… но темпераментов только четыре, а типов характера несравненно больше. И еще более разнообразны личности, которые на этой основе формируются – и их судьбы: холериками были А. С. Пушкин, А. В. Суворов и И. П. Павлов, меланхоликами – Н. В. Гоголь и П. И. Чайковский, флегматиками – М. И. Кутузов и И. Кант…

Таким образом, единственный способ повлиять на судьбу наших детей – это сформировать определенный характер. А подарить им судьбу нельзя – они создадут ее сами.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+