Когда речь заходит о цирковых династиях, в первую очередь вспоминаются дрессировщики. Это связано с особенностями освоения данной профессии: цирковые училища готовят акробатов, гимнастов, эквилибристов – но не дрессировщиков! Конечно, все дрессировщики заканчивают учебные заведения, где обучаются актерскому мастерству или режиссуре массовых зрелищ, но сами приемы дрессуры все-таки передаются только от ученика к учителю – в процессе совместной работы. А кого удобнее всего так учить? Конечно же, собственного сына или дочь, которые «растут в опилках», с малолетства трутся вместе с родителями возле клеток с животными, постигая их привычки, характер, способы общения с ними.
Прежде всего следует сказать о династии Дуровых. Один из первых ее представителей – Владимир Леонидович Дуров (1863-1934) – известен тем, что поставил дрессуру на научную основу: изучал труды И.Сеченова, И.П.Павлова, ставил опыты над животными, а свой метод дрессуры основывал на формировании условных рефлексов у животных. Он создал особый театр с артистами-животными, который и сейчас называют «Уголком дедушки Дурова». После смерти Владимира Леонидовича театр возглавил его внук, усыновленный им – Юрий Дуров, а впоследствии – его дочь Наталья Дурова, которая с четырехлетнего возраста выступала в цирке, а в 9 лет была вписана в трудовую книжку отца как ассистент. Сейчас «Уголок Дурова» возглавляет Юрий Юрьевич Дуров – правнук Владимира Леонидовича.
Другая знаменитая цирковая династия дрессировщиков – Запашные. Основатель ее – Михаил Сергеевич Запашный (1900 – 1982) работал портовым грузчиком и не помышлял о цирковой карьере, пока на молодого человека, обладавшего огромной физической силой не обратил внимание сам Иван Поддубный. Правда, сам Михаил Запашный не был дрессировщиком – он выступал как борец, силовой акробат, ездил на мотоцикле внутри шара. Его сыновья Вальтер и Мстислав создали группу «Братья Запашные», занимались и акробатикой, и дрессурой. Дрессировщик Вальтер Запашный однажды установил своеобразный цирковой рекорд, выведя одновременно на арену 38 хищников и впервые в истории цирка оседлав льва. Необычный номер поставил и Мстислав, соединив в одной клетке тигров и слонов. Артистами цирка стали сыновья Вальтера Эдгар и Аскольд и дочь Марица.
Впрочем, не только дрессировщики передают свое искусство детям. Вы наверняка знаете известного иллюзиониста Амаяка Акопяна – так вот, его отец Арутюн Акопян тоже был фокусником и даже реформатором в этой области: он разработал технику фокусов, почти не требующих реквизита.
Иллюзионистами были отец и сын Кио – Эмиль Теодорович и Игорь Эмильевич. Примечательно, что Игорь Кио поначалу не собирался быть циркачом, увлекаясь футболом, и только по настоянию отца пошел по этой дороге. Каким он был бы футболистом, мы знать не можем – быть может, посредственным – но фокусником стал прекрасным.
Конечно, это не все династии, которые существовали и продолжают существовать в истории цирка. Но, быть может, именно в наше время зарождаются новые цирковые династии.