icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Владимир Алексеев
Интересные факты

Как в Ташкенте метро появилось?

  • 1770
  • 12

Как в Ташкенте метро появилось?

В

Вам не приходилось сравнивать ташкентское метро, например, с нью-йоркским? В чём первое явно выигрывает у второго?

Считаете, что ташкентское метро расположено южнее? Отнюдь! Столица Узбекистана – под 41 градусом северной широты, американский мегаполис на полградуса ближе к экватору.

По времени основания нью-йоркское метро также «древнее» узбекского собрата: надземная система линий там была образована в далёком 1868 году, подземка (сабвей) возникла в 1904. Ташкент облагодетельствовали собственным метрополитеном лишь столетием позднее (строительство первой линии – 9 станций на 12,2 км путей – началось спустя два года после памятного землетрясения, случившегося в 1966 году, и завершилось спустя девять лет в 1977 году).

В Нью-Йорке 153 эстакадных, 38 наземных и 277 подземных станций, 171 километра только четырёхпутных и 95 км – трёхпутных линий. Двадцать шесть станций ташкентского метро расположены на трёх линиях, имеющих общую протяжённость перегонов 36,2 км.

Скромно. Казалось бы, Узбекистану следует засчитать олимпийский проигрыш по всем направлениям. И всё-таки ташкентское метро является неповторимым, уникальным в своём роде.

  • Это первая подземная железная дорога Средней Азии, до сих пор являющаяся единственной «в центральной её части».
  • Подземка построена сразу после разрушительного землетрясения для города, по площади в СССР занимавшего второе место после Москвы (так как большинство зданий старого Ташкента строились высотой в один этаж).
  • Метро узбекской столицы по праву считается одним из красивейших в мире, и в этом действительно стоит убедиться лично.

История ташкентского метро такова, что имеет смысл рассказать не только о времени его основания и подаренных его создателями интерьерных красотах, но и о тех перипетиях, что произошли после 1991 года, когда Узбекистан, вместе с другими «республиками-сёстрами» перестал быть фатально советским.

Ослик на дедушке едет верхом

Как же в Ташкенте появилось это замечательное во многих отношениях метро? То ли партийные руководители страны озаботились тем, что в столице Узбекистана до сих пор нет метрополитена имени В.И.Ленина, то ли сентиментальные люди, прочитавшие маршаковскую обработку восточной сказки о мельнике и ослике, пожалели старика, вынужденного изрядную часть пути тащить на себе бессловесную уставшую скотину на виду у смеющихся соплеменников.

Так или иначе, лучшие силы метростроя были мобилизованы на ударную стройку страны. Поговаривают, что московская и ленинградская бригады, делегированные в Ташкент, в пылу соцсоревнования сделали многие вещи значительно лучше и интереснее, чем у себя дома. Идеи, что называется, собирались «всем миром», а их воплощение служило ярким примером трудового подвига всего советского народа. Многие интерьерные решения имели современный по тем временам дизайн с уклоном в соцреализм. Есть сведения, что, например, проект станции, ныне именуемой «Мирзо Улугбек», изначально предназначался до станции «Волокаламская» главной столицы Советского Союза. Но, к чести проектировщиков ташкентского метро, параллельно с этим нарождался, воплощался во многих интерьерах самобытный ориентальный тюркский стиль архитектоники, отделки вестибюлей и платформ метрополитена.

При всём художественном размахе проекта строили надёжно и экономно. Производство тюбингов из чугуна и бетонных метростроевских конструкций за короткие сроки было организовано на местных предприятиях. Первоначально при проходке тоннелей использовался механизированный щитовой способ, показавший на практике низкую эффективность. Сложные для проведения работ лёссовые породы сильно уплотнялись и проседали ниже проектных отметок в результате вибрации. В итоге остановились на также закрытом способе прокладки тоннелей, но уже не механизированными щитами.

С самого первого пуска железнодорожного состава ташкентское метро не останавливалось ни на один день, функционируя «как часы».«Красная» и «синяя» (Чилинзарская и Узбекистанская) линии работают с пяти утра до 24.00, «зелёная» Юнусабадская начинает работу на час позже, а заканчивает на два часа раньше. Проезд по разноцветным пластиковым жетонам, стоимость каждого 1200 сумов, что в переводе на российские деньги составляет чуть более 24 рублей.

Вторая, «синяя» линия метро была открыта ещё «при советской власти» в 1984 году, третья, «зелёная» – в современном независимом Узбекистане (2001). Планы строительства четвёртой, Сергелийской, линии, долгое время пока так и остаются планами. В подрядчиках на строительство с 2003 года числятся вездесущие китайцы.

Специалисты отмечают неуклонное снижение пассажиропотока в течение последних лет. В среднем в 2009 году ежедневно услугами метрополитена пользовались 200 тысяч человек, что за год составило около 68 миллионов. Пятью годами позже статистика показала куда более скромный результат – 54 миллиона пассажиров, что на 20% меньше предыдущего показателя.

Куда же подевался каждый пятый пассажир ташкентского метро, притом, что приток гостей столицы не уменьшился, а рождаемость автохтонного населения отнюдь не пошла на спад? Секрет прост: линии метрополитена «не дотягивают» до основных массивов спальных районов, население которых предпочитает пользоваться беспересадочными маршрутами наземного транспорта, экономя средства в непростую кризисную эпоху.

Скромные дедушки из северо-западного Каракамыша, северного Юнусабада, северо-восточных районов Карасу и Феруза, южного Сергели по-прежнему вынуждены запрягать верных осликов, чтобы добраться до крайних станций великолепного ташкентского метро.

Что в имени тебе моём?

Вопрос, заданный А.С.Пушкиным совершенно без мысли о судьбах ташкентского метро, парадоксальным образом имеет к нему прямое отношение уже в следующей поэтической фразе: «Оно умрёт, как шум печальный…» Те, кто не бывал в Ташкенте с советских времён, вряд ли сориентируются в современной андеграундной топонимике.

Бесконечное переименование станций – обычная здешняя практика. Распад Союза породил целую волну подобных примеров. Первым, как и полагалось повсюду на просторах раскрепостившихся «национальных окраин», подверглось обструкции имя вождя мирового пролетариата. «Площадь Ленина», помпезный вестибюль которой изображён на ценимой филателистами марке эпохи развитого социализма, уже в 1991 году называлась «Площадью независимости» («Мустакиллик майдони»).

Станция «50 лет СССР» стала в итоге именоваться «Мирзо Улугбек», «Октябрьской революции» – «Сквером Амира Тимура». «Комсомольская», вплоть до 2005 года побывшая «Молодёжной» (по-узбекски «Ёшлик»), в итоге обрела название «Миллий боги» (ничего связанного с религией, как могло бы показаться русскому уху, в переводе это имя означает всего лишь «Национальный парк»). А вот «Халклар Дустлиги» (что означает «Дружбы народов») в 2008 году получила сакральное наименование «Бунёдкор» (по-узбекски «Создатель», или «Творец»). При этом претерпела радикальные изменения отделка вестибюля: гербы пятнадцати советских республик были убраны со стен и частично заменены округлыми плакетками, оформленными в национальном стиле.

Название «Дружба» («Дустлик») всё-таки осталось в глубинах ташкентского метрополитена, перекочевав на «синюю» Узбекистанскую линию и заменив собою в 2012 году «Чкаловскую» (изначально названную так по причине близости к известному ташкентскому авиационному предприятию). Завод, носивший имя лётчика Чкалова, был эвакуирован во время войны из подмосковных Химок, позже выпускал самолёты Ил-76 и благополучно скончался на заре XXI века, приютив под своей крышей многообразные малозначимые производства некрупных бытовых товаров.

Конечная станция Юнусабадской линии имеет теперь новое название «Шахристан» вместо «Хабиб Абдуллаев», вероятно потому, что известный геолог, президент Узбекской Академии Наук, Хабиб Мухамедович был уроженцем Ферганской области, и его родной кишлак Араван находится на территории современной независимой Киргизии.

На Чиланзарской линии оформленная в героико-патриотическом стиле советского времени конечная станция «Сабир Рахимов» переименована в «Олмазор». Генерал-майор Рахимов, освобождавший укреплённый польский Грауденц и немецкий Данциг, погибший 26 марта 1945 года, хотя и родился по официальным данным в Ташкенте, был по крови казахом. К чести горожан, в обиходной речи они по-прежнему называют станцию именем своего земляка, героя Великой Отечественной войны.

Из прежних несменяемых с момента строительства названий пока что выжил «Пушкин» (по-нашему, станция «Пушкинская»), но, думается, и для него финальная дуэль с горделивым национальным самосознанием не так уж далека. А вот от «Максима Горького», переименованного в «Великий шёлковый путь» («Биюк Ипак Юли») остались лишь барельефы, изображающие сцены из «Горящего сердца Данко».

Пострадал вторично и узбекский писатель Хамза Хакимзаде Ниязи, убитый фанатиками за призыв к «раскрепощённым женщинам востока» в день 8 марта массово сбросить паранджи. Одной из последних станция «Хамза» была переименована ревнителями древних национальных традиций в «Новза». Закрепощённые восточные женщины в паранджах на её платформах пока, правда, так и не появились.

Впрочем, в некоторых случаях переименование не носило столь радикальный характер. Так, название станции «Машинасозлар» (Машиностроителей») ранее имело примерно ту же степень благозвучности: «Ташсельмаш» (как и «Чкаловская», станция была поименована в честь находившегося рядом завода). Из названия станции «Космонавтлар» («Космонавтов») и вовсе исчезло одно только слово «Проспект», так как изменилась надземная топонимика этой части города. Круглые панно мистически-«вселенской» станции по-прежнему объединяют в дружбе и согласии всех землян, приближавших зарю космической эры на территории СССР, от местного хана Улугбека, всемирно известного учёного, страстного любителя астрономии, до Валентины Терешковой в космическом скафандре.

Национальные особенности катания в подземке

Все станции ташкентского метро расположены под землёй, но на относительно небольшой глубине. Вагоны «выныривают» на поверхность всего три раза, чтобы преодолеть пространство над каналами Салар и Актепа на «красной» линии, канал Босзу – на «зелёной». В остальном можно заметить следующие особенности:

  • Над входами на станции в большинстве случаев отсутствуют павильоны, путь вниз начинается с капитальных подземных переходов. Главное исключение – эффектная в своей глубине станция «Чорсу» у одноименного базара, сверху увенчанная довольно-таки невзрачным строением с плоскими скатными кровлями. Перед разочаровывающим своим видом наземным павильоном, правда, расположен роскошный восьмиугольный фонтан.
  • Повсеместно встречаются плакаты: «Бдительность – требование времени», на входе в метро и непосредственно перед эскалаторами производится традиционная проверка с пристрастным дознанием и досмотром личных вещей, если путешествующий обременён тяжёлым рюкзаком. Полицейский в изумрудной форме, встретивший вас вторично, вежливо поинтересуется, почему пассажир столь часто пользуется услугами метрополитена. Особое недоверие проявляется к гражданам с фотокамерами: фотосъёмка роскошных красот внутри ташкентского метрополитена строго запрещена. На нарушителя запрета будут тревожно оглядываться не только люди в погонах, но и обычные пассажиры.
  • На всех линиях курсируют бессменные четырёхвагонные составы «Метровагонмаша», интервал составляет от 9 минут до 4 минут в часы пик.
  • Характерная черта метрополитена узбекской столицы – довольно-таки нередкие сумерки-потёмки на станциях. По-видимому, ради экономии энергопотребления здесь включается всего около трети установленных при строительстве светильников.
  • Красивейшая станция ташкентского метро – «Пахтакор» («Хлопкороб»), стены которой покрыты искусными мозаичными панно в самаркандской традиции, орнаментами, изображающей зрелые коробочки хлопчатника. Ещё более ориентальна, отображает ярко выраженные тюркские мотивы, архитектура станции «Алишер Навои». Стены украшают майоликовые панно по мотивам поэзии великого сына узбекского народа, жившего в XV веке. Наверху, над арочными сводами, опирающимися на четырёхугольные колонны – несколько десятков куполов с неповторяющимися росписями. Современные живописные майолики можно видеть на станции «Ташкент», первой встречающей гостей узбекской столицы, прибывших на железнодорожный вокзал, а также на станции «Гафура Гуляма». Идеологическая борьба с советским наследием заставила уничтожить «чуждую по духу» революционную отделку переименованных станций «Миллий бог» и «Сквер Амира Тимура», заменив на значительно более невзрачную современную. Станция «Тинчлик» («Мир»), вступившая в строй в переломном 1991 году, примечательна панорамным видом, открывающимся на платформы со смотровой площадки вестибюля. Барельефы здесь, похоже, ваяли пришельцы из космоса, тюркские мотивы просматриваются лишь в схематических изображениях сводчатых ворот, напоминающих культовые постройки из фильма «Белое солнце пустыни»
  • Самая глубокая станция ташкентского метро – «Юнус Раджаби» (24 м), прочие находятся ближе к поверхности. Все конструкции метрополитена при проектировании рассчитаны «с запасом», чтобы выдержать 9-балльное землетрясение, продуманы планы экстренной эвакуации пассажиров на случай внезапного природного катаклизма.

Отслеживаемая сейсмическая обстановка не обещает повторения разрушительного землетрясения 1966 года. Но даже в случае непредвиденных завалов неглубокое залегание перегонов позволит оперативно откапывать пленников подземных теснин.

Так что приезжайте в Ташкент и смело катайтесь на метро, оставив подозрительный рюкзак и фотокамеру в гостинице. А если в спутники, в качестве проводника и переговорщика с местной полицией, возьмёте маршаковского дедушку, дедушкиного ослика (а вернее, давно заменивший его современный джип или "паркетник") также придётся оставить снаружи, в прохладной тени у ступеней подземного перехода.

spe
Владислав Черных

Наверное, теперь оно в этих краях единственным и останется. Кстати, сейчас даже в Пхеньяне разрешают в метро фотографировать, почему в Ташкенте так боятся фотоаппарата - не понимаю...

top
Halida Rojkova

Тон статьи - иронично-презрительный. Интересно, почему? У автора имеются личные счеты к Ташкенту вообще и к метро в частности? Есть ошибки по факту, это недопустимо.

1. район называется Карасу - в переводе Черная вода, у Вас он почему-то Керасу.
2. Янгиабад - это вообще пригород, туда метро и не планировалось.
3. На осликах в Ташкенте не ездят лет 70. Кстати, и на старых машинах тоже.
4.Метро начали строить не в 1966 году, а в 1972.
5. На Юнус-Абад ведут две линии, ода работает, вторая будет достроена в ближайшее время. Останется только пятая линия - это Сергели.
6.Данные о проходимости метро у Вас устаревшие, стоит проверить тщательнее.
7. Миллий боги переводится как Национальный парк.
8. Станция Халклар дустлиги (Дружба народов) переименована в Бунёдкор.
9. Станция метро Собир Рахимов переименована в Олмазор - Олма -яблони, зор - сад, то есть Яблоневый сад. памятник Собиру Рахимову перенесен в парк возле станции метро Мирзо Улугбек.
10. Станция метро Хамза была названа в честь писателя, которого звали Хамза Хакимзаде Ниязи, а не Хамза Нияз.
11. Местный хан Улугбек, чье изображение находится на станции Космонавтлар, это всемирно известный астроном.
12. Невзрачное строение над станцией Чорсу - это перевернутая пиала (восточная чашка для чая), она является одним из элементов общего ансамбля зданий.
13. Пристрастного дознания и тем более допроса при входе в метро удостаиваются только подозрительные личности, например, пьяные, находящиеся в состоянии наркотического опьянения или в розыске. Всех остальных предельно вежливо просят показать багаж, только если он большой или выглядит подозрительно. Потом перед пассажиром несколько раз извиняются. Кстати, эти меры, которые Вас так рассмешили, предотвратили несколько террористических актов. Ташкентцы относятся к ним с пониманием, а гостям нужно лучше читать правила. Запрет на фото- и видеосъемку в метро действует во многих странах мира, и это никого не удивляет.
14. В глинобитных постройках сводчатые ворота никогда не делали.
15. Последний абзац про дедушку и ослика я уже комментировала - по Ташкенту ослики не ходят, а дедушки там предпочитают передвигаться на джипе Каптива или шевроле Малибу.

tra
Владимир Алексеев

Уважаемая Халида! Благодарю за подробный и столь детальный комментарий к статье. Критические замечания - самое ценное, что может получить автор по итогам публикации. Постараюсь в комментарии не допустить даже доли некорректности, усмотренной в основном тексте. Относительно тона статьи - не думаю, что стоит быть столь категоричным, написанное отнюдь не является абсолютно неуважительным пасквилем по отношению к Ташкенту, его жителям а тем более строителям метро, его нынешним сотрудникам, обеспечивающим работу всех линий и общественную безопасность. Как раз наоборот. Личное отношение - да, присутствует, но несколько в ином ракурсе. Если потребуется, объясню, в каком.

Относительно погрешностей в приведённых наименованиях - благодарю Вас, внёс необходимые исправления. Янгиабад убрал из общего списка окраинных районов, паче чаяния. Также убрал слово "глинобитный" из упоминания о фильме "Белое солнце пустыни".
Работа каменотёсов здесь явно не просматривается. Впрочем, признаю свою итоговую неправоту, поспешил с выводами.

Далее по пунктам, пока остававшимся без внимания:

3, 15. Старые машины в тексте не упомянуты. "Ослик" - сугубо сказочный персонаж, имя нарицательно-собирательное. Проницательный читатель без труда поймёт, что речь идёт о современнейшем наземном транспорте, в том числе о дедушкиных джипе Каптива и шевроле Малибу.

4. В тексте не было сказано, что метро стали строить в 1966 году, сказано: "двумя годами позже". Что относить к началу строительства - проектно-геологоразведочные работы или проходку первых тоннелей - вопрос спорный. Так что и 1968, и 1972 год - даты, на мой взгляд, равно приемлемые. Просто первая "привязана" в тексте к столетию нью-йоркского метрополитена, изначально "противопоставленного" ташкентскому.

5. Нигде в Интернете не увидел схемы метро Ташкента со второй Юнусабадской линией (даже проектируемой). Вопрос в недостатке информации. О том, что линия на Сергели планируется пятой, услышал впервые. Надёжные источники на этот счёт автором найдены не были. Буду благодарен, если укажете их.

6. Данные о проходимости взяты из Википедии (есть иные, о 450 тысячах пассажиров в день, но найденные на менее известном ресурсе и не датированные конкретным годом). Если бы жители Узбекистана, заинтересованные в правдивой информации о ташкентском метро, были не согласны с приведённой в Википедии информацией, полагаю, недостоверные цифры давно были бы ими исправлены. Узбекистан - не один маленький кишлак, должен был найтись дедушка, способный поставить Википедию на подобающее ей место (возможности, как известно, имеются).

11. Не возражаю, что хан Улугбек - всемирно известный астроном. Но это не противоречит определению "страстный любитель астрономии" (второе нисколько не принижает значения первого). Тут уже вступает в силу вопрос определения уникальности фрагментов текста. "Всемирно известный астроном" был опознан как фрагмент не уникальный, увы!

12. Относительно павильона над станции Чорсу. До этого момента представлялось, что Вы, как оппонент, стопроцентно информированы обо всех погрешностях автора. Позволю усомниться в правильности замечания №12. Перевёрнутая пиала, насколько известно, увенчивает сам рынок.

Возможно, автор не прав. Тогда приношу Вам свои извинения в двойном размере!

13. Над мерами безопасности не смеялся. К подозрительным личностям отнёс не только пьяных, но и людей, обременённых большим багажом. Неужели ошибся? Предельная вежливость полицейских в данном абзаце была изначально отображена.

Вот, пожалуй, и всё. Ещё раз благодарю Вас за неравнодушное прочтение текста. Все замечания, в особенности относительно общей тональности статьи, обязательно учту на будущее.

top
Halida Rojkova

Благодарю, что ответили, Владимир.

Добавлю еще: разноцветные жетоны в ташкентском метро никогда не водились, только синие. Насчет выхода из метро: их несколько, этот правый боковой, ведет к стоянке и, действительно, не входит в комплекс зданий.

Теперь об Улугбеке. Вы употребили словосочетание "местный хан", именно об этом и шла речь. Он, как известно, правил Самаркандом, а о его известности мы оба уже сказали. Кстати, ни один из милиционеров никогда не спросит пассажира, почему он так часто ездит на метро. Студенты, например, как минимум. ездят дважды в день, и все работающие люди тоже. Схемы метро есть в интернете. А линия в Сергели будет надземной, указ о ее строительстве был опубликован в 2016 году.

Ослик из стихотворения Маршака какое отношение имеет к Узбекистану вообще, к Ташкенту и к его метро в частности?

Почему нью-йоркское метро и ослик стали главными действующими лицами статьи?

Тема статьи - "Как в Ташкенте появилось метро?" Вы замечательно умеете писать - легко и непринужденно. У Вас прекрасный стиль. Эту статью как будто не Вы писали. А тон статьи все-таки настолько ироничен, что презрение к какому-то там ташкентскому метро, которое стопудово хуже американского собрата, явно чувствуется.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+