Навыки рисования прививаются с раннего детства. Если в детских дошкольных учреждениях развитию творческих способностей детей уделяется внимание, то в среднем звене образования - рисование, особенно его практическая часть, занимает не самое почетное место. Нередко, этот пробел приходиться восполнять самостоятельно.
Рисунок это основа живописи, скульптуры, графики, архитектуры, дизайна. Не случайно художественные школы, училища , академии уделяют обучению рисунку целый курс (год) обучения.
Чтобы научиться самостоятельно этому древнему занятию человека нам необходимо: свободное время, карандаш и чистые листы бумаги. Бумагу лучше использовать гладкую, плотную. Рельефная бумага лучше передает тени мягким карандашом. Карандаши имеют различную степень твердости. Карандаши с буквой «Н»- твердые, «В»- мягкие. Цифра перед буквой означает степень. Твердый карандаш оставляет тонкий, слабый след на бумаге, мягкий сочный, темный. Для заточки используйте канцелярский нож. Бумагу следует закрепить на мольберте или на твердой поверхности под углом 45-70 градусов. Забудьте про линейку, циркуль, ластик.
И вот вы перед чистым листом бумаги. Ваше богатое воображение уже рисует какие-то, отпечатанные в памяти сюжеты, которые так не терпится запечатлеть на бумаге. Не спешите. Путь к первой картине лежит через рутинную работу по приобретению основных навыков рисования. Несколько часов надо посвятить рисованию простых геометрических фигур: круг, равносторонний треугольник, квадрат. Вдруг вы обнаружите, что прямые линии не такие прямые, круг больше похож на овал, стороны треугольника не равны. Возьмите новый лист и разделите его прямыми линиями на четыре равные части. Одну часть заполните с небольшим интервалом вертикальными линиями, другую горизонтальными, третью треугольниками, последнюю кругами. Эти упражнения надо производить до тех пор, пока ваша рука не будет уверенно и твердо вести карандаш. Можно использовать таймер и постепенно сокращать время прорисовки всех намеченных деталей. Теперь вы можете сравнить свой первый рисунок с последним и увидеть разницу. Не стесняйтесь показать результаты своей первой работы близким.
После двух – трех сеансов приступаем ко второму упражнению. Нам предстоит нарисовать свободной и уверенной рукой, к которой уже привык карандаш, объемные фигуры конус и куб. Фигуры представим прозрачными. Делая предварительный набросок тонкими линиями, мы должны четко представить нижнюю плоскость, у конуса она будет овальная, а у куба в виде ромба. Старайтесь постоянно просматривать свой набросок на расстоянии вытянутой руки. Делаем окончательную прорисовку после того, как добьетесь передачи объема. Нарисуйте несколько различных объемных фигур на одной плоскости. Не выбрасывайте листы с вашими рисунками собирайте их для того чтобы наглядно наблюдать процесс освоения навыков рисования. Старайтесь выполнять эти упражнения как можно чаще и в любое удобное время (на совещании, в ожидании приема, разговор по телефону и т.д.)
Опыт первых упражнений, в конечном счете, приводит к совершенствованию движений пальцев и кисти руки, зрительно-двигательной координации для того, чтобы осознанно выполнять движения карандашом в заданном направлении, изменять направление или прекращать движение в нужной точке.
Рисование с натуры следует начинать с небольших объектов, не сложной формы при обычном освещении и однотонном фоне. Поскольку ваш первый опыт рисования будет весьма продолжительным, а освещение из окна будет меняться, следует воспользоваться искусственным. Сделав набросок формы, приступайте к штриховке. Штриховка при рисовании карандашом может состоять из тонких наклонных линий, а степень затемнения следует менять либо расстоянием между линиями или повторным наложением на участок затемнения таких же линий под другим углом. Важно увидеть и нарисовать как можно больше переходов от самого светлого участка до самого тёмного. Старайтесь постоянно сверять каждое прикосновение карандашом к бумаге с натурой. Когда очертания вашей формы будут приобретать реальные черты можно завершать рисунок тщательной прорисовкой.
Для того чтобы «набить руку» постарайтесь перерисовать все предметы в вашей комнате, переходите к многофигурным композициям. Когда вы добьетесь ощутимых успехов в рисовании небольших объектов, попробуйте нарисовать элементы мебели и комнату в целом.
По мере погружения в процесс творчества, вы, непременно, столкнетесь с необходимостью получения дополнительных знаний теоретических основ рисования (роль света и цвета в изобразительном искусстве, ракурс и перспектива, тени и полутени, основы композиции).
Самое сложное это рисование человека, здесь без знания анатомии не обойтись. Это и картина, скрытых от глаз человека, многочисленных мышц, костей, разнообразных форм черепа. Но не бойтесь рисовать своих близких, добиваясь абсолютного сходства. Можно пробовать делать копии фотографий и портретов это очень хорошая школа. И чем тщательнее вы будете прописывать каждый миллиметр пространства листа, тем достоверней будет результат. Копируйте все подряд, каждый день и только тогда вы добьетесь ощутимого результата.
Но помните, умение рисовать только приоткрывает вам двери в прекрасный мир искусства. Чтобы стать художником нужно много и самоотверженно учиться и трудиться, как собственно и в любой профессии, если хочешь стать мастером.