Как ребенка учить? Играя, конечно! Ни в какой другой форме малыш учиться не станет. И здесь просто незаменимы различные наглядные пособия, которыми заполнены все детские учреждения. Они помогают детям понять и принять новые знания, развивают мышление, способность логически мыслить, учат считать и читать. И еще одно непременное условие - наглядные пособия должны будить фантазию ребенка.
Фланелеграф среди наглядных пособий занимает почетное место. Первый раз я увидела его в детском саду. Воспитатель и дети выбирали картинки, разложенные на столе, и увлеченно крепили их на какую-то тряпочную поверхность. Оказалось, что это фланелеграф. Детям так понравилось, что пришлось смастерить такой же дома. Как оказалось, фланелеграф – очень полезная для развития ребенка вещь.
Изобретение это не новое, давно налажено промышленное производство, и купить фланелеграф можно в любом магазине. Как он выглядит? Это доска, обтянутая фланелью, - отсюда и название. Получается поле, на котором можно прикреплять рисунки и картинки, цифры и буквы. Аналог современной магнитной доски, только уютный и очень домашний.
Фланелеграф можно не покупать. Конструкция настолько проста, что ее изготовление не потребует особенных навыков и знаний. Размер выбираем произвольно – критериев нет. Главное условие – удобство ребенка. А родителям легче всего будет работать с листом толстого картона или тонкой фанеры. Покрытием послужит однотонная пеленка. И поскольку делать мы будем фланелеграф, то тканевое покрытие – это пеленка из фланели. Если есть кусок флиса, то и он сгодится.
Самый лучший вариант – это съемное покрытие: о чистоте забывать не стоит. А потому приобретем швейные липучки или срежем их с подгузников. Их же, то есть липучки нужно приклеить на обратную сторону картинок, с которыми будем работать. Нужные картинки находим в интернете и распечатываем. Можно нарисовать самим, если, конечно, талантом Бог не обделил. Да и вырезать из растрепанных ребенком книжек тоже можно.
Копилка картинок будет выглядеть так:
- Вырезаем и собираем сюжетные картинки. По ним будем учить ребенка пересказывать сказки, а станет постарше – усложним задачу: будем учить выделять эпизоды и давать им оценку.
- Геометрические фигуры разных цветов.
- Домашние и дикие животные.
- Разрезанные на части предметы, например, цветы, домики, деревья. Будем их складывать, собирая единую картинку.
- Цифры – учимся считать.
- Буквы – учим буквы, потом слоги – читаем.
- Фрукты и овощи. Во-первых, научим дитя отличать одно от другого; во-вторых, еще раз повторим цвета.
- Транспорт – тут простор для фантазии и того, кто учит, и того, кто учится.
Отправляясь на дачу или в отпуск, не забудьте сделать дорожный вариант фланелеграфа. От обычного он будет отличаться только размером. Желательно сделать его не больше формата А-4. Удобно во всех отношениях. Поместится в сумку, легко достать и есть чем занять ребенка в дороге. Чтобы (не дай, Бог!) не забыть картинки, сделаем на обратной стороне карман, и вложим в него файловые листы с коллекцией наглядности. Для удобства разложим их по темам – дорожный вариант фланелеграфа готов.
Фланелеграф - отличный помощник воспитателей и родителей. Он поможет малышу научиться группировать предметы и разыгрывать мини-спектакли, играть в игру «Найди лишнее» и «Кто где живет», устроить домашний зоопарк и посетить ферму. Словом, полет фантазии обеспечен.