Наконец счастливцы с билетами расселись в темном зале, загорелся Волшебный фонарь, и на экране, натянутом на заднем плане сцены, появились… О, это были неожиданные образы! Дамы визжали и норовили упасть в обморок, кавалеры держали наготове флаконы с нюхательной солью и заботливо обмахивали своих спутниц веерами. А по экрану скользили демонические фигуры - скелеты в плащах и цилиндрах, ведьмы и прочая нечисть. Было от чего упасть в обморок или впасть в истерику!
Такие фантасмагорические представления в 19 веке, да и в начале 20 тоже, создавали при помощи оптических приборов, а волшебный фонарь был не чем иным как лампой, а «нечисть» на экране – это всего лишь тени. Но тех, кого интересовала разгадка этого «чуда», было мало. Чудо для того и существует, чтобы удивлять и очаровывать.
Так что же такое фантасмагория? Это представление или художественное произведение, в котором автор создает удивительное нагромождение различного рода фантастических существ, явлений, событий. То есть фантасмагория - это разновидность фантастики. Попробуйте написать о приключениях современного доброго молодца, отправив его для начала в непроходимый Темный лес, посреди которого течет речка Смородина. Дайте ему в руки все современные приборы для лучшего ориентирования на сказочной местности. Составляя план своего повествования, непременно укажите среди персонажей красавицу Ягу, модницу и вредину Кикимору, закованного в латы рыцаря Кащея.
Потом добавьте черепашек Ниндзя, судьбоносную встречу с автоботами с планеты Кибертрон. Продолжите сюжетную линию тем, как Человек-паук и говорящие лягушки познакомили героя с царевной-лягушкой. Сражаясь за ее любовь, он, опять же по сюжету, встретится с парочкой психованных мумий, которых отправит в космическое путешествие на одну из звезд Большой Медведицы. А оттуда прилетят встревоженные инопланетяне и попытаются завоевать Землю, чтобы избавиться от мумий или, наоборот, добыть их как можно больше. Закончить это, с позволения сказать, произведение можно, предложив читателям (или зрителям) на выбор два финала.
В первом, пусть победят инопланетяне, и все жители нашей планеты попадут в рабство. Чтобы дать себе возможность написать продолжение, автор может показать не сломленного неволей героя, который мечтает сбросить иго и завоевать свободу не только для себя, но и для всей Земли. В финале герой с тоской смотрит в звездное небо и клянется победить. Во втором варианте финал более оптимистичный, напишем его под девизом «Наши победили». Причем сделали это блестяще, почти мгновенно разгромив противника и не оставив ему шансов на грядущий реванш. Герой, обнимая свою царевну-лягушку, гордо бросает в звездное небо слова, похожие на «кто с мечом к нам придет».
Для чего писать два финала? Этот далеко не модный прием позволит читателю (зрителю) в зависимости от настроения самому выбрать концовочку этого фантасмагорического произведения, а если будет настроение, то и написать свой финал, от себя добавив в него побольше всякой всячины, и чем чуднее, тем лучше.
Бред, скажете вы? И будете правы. Этот бред, это нагромождение фантастических образов, больше похожее на кошмарный сон, и есть фантасмагория в чистом ее виде. То есть чем нереальнее зрелище или повествование, чем причудливее картины, чем больше хаоса и сумбура, чем гротескнее персонажи, тем больше успеха у такого рода произведения и, разумеется, у его автора. Хотите пример? Пожалуйста! «Алису в стране Чудес» Л. Кэрролла помните? Очаровательный бред или, если хотите, прелестная фантасмагория!