Оставим на время неудачливого попаданца и попробуем разобраться, за счёт каких приспособлений автомобиль движется. Главным, несомненно, мы назовём двигатель – «пламенное сердце» машины. Оно посредством передаточных механизмов крутит колёса, и машина едет. Но напрямую вал двигателя с колёсами соединять нежелательно – ещё на заре автомобилизма стало ясно, что в конструкцию необходимо ввести некое устройство, позволяющее менять так называемое передаточное число трансмиссии, иначе не получалось полноценно использовать мощность двигателя.
Устройство придумали и назвали коробкой перемены передач, внутри сего агрегата находились валы с надетыми на них шестернями. Один или несколько из этих валов являются подвижными и по мановению руки водителя могут перемещать свои шестерни в нужное положение для обеспечения того или иного передаточного числа. Но вот беда – шестерни чаще всего крутятся с разными угловыми скоростями и при взаимозацеплении испытывают нешуточные нагрузки, могущие привести к их повреждению и разрушению.
К счастью, нынешнему автолюбителю о таких тонкостях задумываться, как правило, не приходится. В современной коробке передач установлены специальные приспособления – синхронизаторы. Упрощённо говоря, они так уравнивают скорости вращения шестерён, что переключение происходит без хруста и ударов, зубья шестерёнок входят друг в друга, как «к себе домой». Это позволяет набирать скорость или замедляться плавно, практически без рывков, и намного продлевает жизнь коробки. Но в первой половине прошлого века таких полезных устройств на автомобилях массового производства не было, и водителям приходилось переключать передачи более сложным способом, чем сейчас.
Чтобы осуществить переключение «вверх», с низшей передачи на высшую, применялся так называемый двойной выжим. Суть его заключалась в следующем – по достижении необходимой для переключения скорости выжималась педаль сцепления (двигатель отсоединялся от трансмиссии), а педаль «газа» отпускалась. Потом рукоятка коробки передач ставилась в нейтральное положение и отпускалось сцепление. Двигатель начинал вращать входящий в КПП первичный вал, в это время происходило уравнивание скорости вращения капризных шестерёнок. После чего сцепление выжимали опять и только вслед за этим включали более высокую передачу. Далее уже, как и ныне, сцепление отпускали и начинали поддавать газу. Следующую передачу включали аналогично.
В случае, если необходимо было обеспечить переключение «вниз», к вышеописанным действиям добавлялась «перегазовка» - в тот момент, когда рукоятка КПП стояла в «нейтрали», а сцепление было отпущено, водитель чуть нажимал акселератор, добавляя оборотов мотору. Это опять-таки позволяло уравнять угловые скорости шестерён. Далее все действия производились, как и в первом случае. И так в течение всей поездки...
Главная сложность описываемых процедур заключалась в том, что необходимо было правильно подобрать паузу между отпусканием и нажатием сцепления, когда и происходила синхронизация шестерён. Газу при перегазовке тоже надо было давать в меру. Всё это водитель определял интуитивно, руководствуясь звуком двигателя, ощущением ускорения или замедления автомобиля, да и вообще «шестым чувством», навык приходил с опытом. А если учесть, что и во многом другом старинные машины были далеки от совершенства, то становится понятным, почему труд водителя любого автомобиля тогда справедливо считался весьма нелёгким. Так что упомянутый в начале статьи современный «ездюк» из фантастического рассказа, скорее всего, испытал немалый шок при попытке освоить полуторку.
Казалось бы, а для чего в наше время непрофессионалу знать обо всех этих хитрых приёмах наших предков? Техника постоянно совершенствуется, и даже те автолюбители, у которых в машинах стоит механическая коробка передач, легко и быстро переключаются двумя пальцами на рычаге да парой нажатий на педали и не задумываются о каких-то там угловых скоростях и перегазовках. В автошколах об этом если и рассказывают, то мельком – по опыту автора, даже четверть века назад инструктор показывал двойной выжим пару раз и более о нём не заикался. Тем не менее, подобный навык вполне может пригодиться, если в коробке автомобиля вышли из строя синхронизаторы, а ехать надо. Кроме того, экономные автовладельцы утверждают, что такие приёмы позволяют продлить жизнь КПП, а ещё ими любят пользоваться в автоспорте. Так что можете освоить их при случае – авось пригодятся…