Конечно, те льдины, которые плавают в водоемах, нельзя назвать айсбергами, но принцип понятен. Настоящие айсберги плавают в океанах и имеют гораздо большие размеры – арктические, например, могут возвышаться над поверхностью воды на высоту до 70 метров, а айсберги из Антарктиды – до 100 метров. Это настоящие плавающие горы.
Основная область, где распространены айсберги – околополярные. Именно там эти глыбы льда откалываются от огромных ледников и отправляются в свободное плавание. Размер их могут достигать как десятков и сотен метров, так и километров. Подхваченные течением, они могут удаляться от своего места рождения довольно далеко, особенно большие, которые долго тают.
Айсберг – огромнейший резервуар чистейшей пресной воды. Например, айсберг с толщиной льда в 150 метров, длиной в 2 километра и шириной в полкилометра, содержит около 150 миллионов тонн воды. Москве хватило бы этого запаса на месяц, а это еще довольно средний айсберг. Именно по этой причине разрабатываются методы транспортировки айсбергов к прибрежным городам, но все проблемы в этом направлении пока не решены.
Иногда встречаются айсберги таких размеров, что льдиной их язык не повернется назвать. Например, в 1956 году в Тихом океане обнаружили айсберг длиной 335 километров, и шириной 97! В 1958 году около Гренландии нашли айсберг – рекордсмен по высоте – 167 метров. Еще в 1987 году от ледников Антарктиды откололся айсберг длиной 159 и шириной 40 километров, а толщина его – более 220 метров. Он до сих пор плавает там, уменьшившись до размеров 95Х35 километров. Воды из этого айсберга Москве хватило бы на 650 лет!
Лед, из которого состоит айсберг – замерзшая вода, поэтому его плотность не очень от нее отличается. Это - причина того, что над поверхностью воды видна лишь десятая часть всей этой глыбы. В этом заключается и большая опасность айсбергов. Его огромная подводная часть постепенно подтаивает и меняет свой вес и форму. В один прекрасный момент огромная льдина может просто перевернуться. Бывали случаи, когда слишком близко подошедший корабль в мгновение ока оказывался не в воде, а на вершине ледяной горы. И это в лучшем случае…
Крупный айсберг, а то и целое их скопление, рано или поздно оказывается в довольно теплых водах. От постоянно тающего льда поднимается туман и часто скрывает плывущий ледяной остров. Конечно, на экране радара он виден, но для глаза – не более чем плывущее по морю облако. Именно это послужило причиной множества морских катастроф в прошлом, когда не было ни радаров, ни авиаразведки, ни спутников.
Одна из самых известных катастроф с участием айсбергов – гибель известного лайнера «Титаник», которая произошла 14 апреля 1912 года. Крупнейший в мире лайнер в темноте столкнулся с ледяной горой и пошел ко дну. Погибло тогда 1513 человек. Не такие масштабные, но оттого не менее ужасные катастрофы случались довольно часто, да и сейчас имеют место быть, несмотря на довольно развитые средства навигации, а иногда – просто по невнимательности и глупости.