icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Марк Блау
Интересные факты

Что мы знаем о трагедии города Молога и еще 700 затопленных деревень и поселков?

  • 1012
  • 5

Что мы знаем о трагедии города Молога и еще 700 затопленных деревень и поселков?

И
Издалека, долго течет река Волга. О том, где она начинается было написано в статье «Откуда начинается Волга?», напечатанной 10.04.2015.

На пути к дальнему Каспийскому морю Волга собирает воду многих рек. Есть среди них и река Молога. Река протекает по территории Тверской, Новгородской и Вологодской областей. В Волгу Молога впадает в районе Весьегонского плеса Рыбинского водохранилища. Длина реки сейчас 456 километров.

Ключевое слово в предыдущем предложении – «сейчас». Потому что раньше, до 1941 года, река Молога была длиннее на 150 километров. И впадала она в Волгу возле города Молога.

На современной карте Мологу не найти. Город этот был затоплен при создании Рыбинского водохранилища. До этого печального события, Молога существовала не менее восьми веков. Сначала это был небольшое сельцо, слобода, которая росла постепенно, но неуклонно. Здесь можно было прожить: леса, пойменные заливные луга, река, богатая рыбой. Места были глухие, но не дикие. Через Мологу проходили дороги на Рыбинск, Углич, Ярославль, Новгород и Череповец. Молога была торговым центром местного значения и в 14-м – 16-м веках здесь даже была ярмарка. В общем, в здешнем захолустье в который раз оправдывался закон русской жизни: чем дальше от начальства, тем жизнь спокойнее. До начальства было, действительно, далеко. Поэтому Моложская слобода отделывалась легкой рыбной податью. В волжских водах тогда ловились осетры и стерлядь.

Все хорошее кончается. В 1777 году Молога стала уездным городом Ярославской губернии. На этот момент в Мологе было 418 домов, 20 лавок и проживало здесь 2109 жителей.

Город процветал и развивался лучше других городов губернии. При этом никаких новых даров природы в этом болотистом и нежарком крае не прибавилось. С 1786 по 1847 год (между прочим, время правления четырех царей) никто этому не удивлялся и разысканий по этому поводу не производил. Живут, не бунтуют – и слава Богу. Только в 1847 году обнаружилась причина столь необычной для окрестных городов хорошей жизни. В городе едва ли не с момента его учреждения было два параллельных городских самоуправления. Одно, официальное, подведомственное губернским чиновникам, получавшее от государства мизерное количество денег, 4 тысячи рублей, и тратившее их только на цели, определенные законом. Второе городское самоуправление, которое возглавлялось тем же городским головой и состояло из тех же гласных городской думы, имело в своем распоряжении специальный капитал в 20 тысяч рублей, который собирался со всех жителей города неофициально. Эти деньги тратились более разумно и более обдумано, на цели, очевидные всем жителям города и для их пользы. Таким образом, мологжане задолго до появления в России всяческих социалистических и анархических учений доказали на практике пользу и разумность местного самоуправления в такой огромной и разнообразной по природным условиям стране. И, кстати, за почти 60 лет самостоятельного хозяйствования, никаких хищений общественного капитала не наблюдалось.

Государство российское поступило с этим без смеха «великим почином», так как оно поступало со своевольщиками всегда. Городского голову судили, незаконный капитал конфисковали. В результате Молога пришла в упадок и захирела. Стала ничем не лучше соседних Весьегонска, Калязина, Мышкина.

К концу 19-го века Молога была типичным уездным городом, скучноватым и серым. Город находился на одном из трех водных путей, которые связывали Балтийское и Каспийское моря. Небольшая пристань кормила Мологу. Весной сюда приходили суда, которые в городе разгружали и нагружали. Проход судов кончался с наступлением лета, но тогда на пристани в Мологе грузили небольшие суда хлебом и другими товарами. А еще из верховых лесов сюда пригоняли ежегодно до 200 плотов леса.

Как положено в городе были и небольшие заводы, в основном пищевой промышленности и стройматериалов. В начале 20-го века появился кинематограф. Кроме того, в городе располагался Афанасьевский монастырь. Заведение если не культуры, то уж точно культа.

Конец Мологе пришел в 1930-е годы. В 1935 году было принято решение о строительстве в Рыбинске первой гидроэлектростанции Волжского каскада. Уровень Рыбинского водохранилища должен было подняться на 98 метров над нижним бьефом плотины. Это обеспечивало мощность Рыбинской ГЭС в 220 мегаВатт. Это большая мощность, и эта мощность была необходима главным образом, промышленности Москвы. Молога находилась как раз на уровне 98 метров, то есть водохранилище плескалось бы вровень с пристанью и город пришлось бы защищать дамбой. Или переселять.

В те годы были в моде всякого рода встречные планы. Проектировщики гидроэлектростанции пересчитали проект, чтобы увеличить мощность станции в полтора раза. Для этого уровень водохранилища подняли на 4 метра. При этом площадь Рыбинского водохранилища значительно увеличивалась, оно становилось первым в мире по занимаемой площади.

Однако эти 4 метра стали приговором Мологе. Теперь город подлежал затоплению. Должно было быть затоплено и три четверти города Весьегонска.

Осенью 1936 года жителям города объявили о предстоящем переселении. Весной 1937 года переселение Мологи началось, и продолжалось оно четыре года. В конце 1940-х годов территория города окончательно скрылась под водой. Никто особенно не занимался спасением Афанасьевского монастыря. Он ушел под воду со всеми его художественными ценностями.

Всего из-за строительства водохранилища было переселено в общей сложности 130 тысяч человек. Мологжан хотели компактно поселить в пригороде Рыбинска, но многие люди решили не ждать милости от начальства, а разъехались в окрестные крупные города, в том числе, в Ярославль, в Москву и в Ленинград.

В 1970-е годы образовалась сообщество бывших жителей Мологи, которые начали собираться в Рыбинске и даже совершать на теплоходах поездки по Рыбинскому водохранилищу к тому месту, где когда-то находился родной город их и их родителей.

В 1992—1993 годах из-за засухи более чем на полтора метра понизился уровень Рыбинского водохранилища. Молога этаким градом Китежем начала подниматься из вод. Краеведы организовали пронзительную экспедицию по улицам затопленного города. В 1995 году в Рыбинске был создан музей Мологского края.

Было ли затопление Мологи трагедией? В общем, да. Переезд в новое место люди всегда переносят нелегко. С другой стороны, Молога была обречена на исчезновение. У горожан не было работы. Поэтому они бы волей-неволей покидали город. Так или иначе, Мологу ждала судьба многих заброшенных деревень средней полосы России. Тоже трагедия, не меньшая, чем затопление.

Была ли трагедия Мологи неизбежна? Опять же скажем: да. Электричество, вырабатывавшееся Рыбинской ГЭС, было необходимо промышленности страны. Кроме того Рыбинская ГЭС, самая верхняя в каскаде волжских гидроэлектростанций, регулирует сток воды, обеспечивая более надежную и более стабильную работу следующих электростанций Волжского каскада, в первую очередь, Куйбышевской ГЭС.

И еще одно замечание. Если бы не затопление, а главное, если бы не эпический выход из вод затопленного города, кто бы знал о Мологе? Трагедия должна выглядеть красиво, иначе она и трагедией-то считаться не будет.

top
Halida Rojkova

Смотрела как-то кинофильм об этом водохранилище. Сценарий написан по воспоминаниям очевидцев. Более ста человек отказались покидать город, некоторые приковывали себя цепями. В городской больнице хирург делал операцию, больной был не транспортабельным, а операционное вмешательство срочным. Вода в окна, утонули все. Это кино. В жизни все было гораздо страшнее. Это трагедия, о которой до сих пор вся правда не рассказана.

pro
Тамара Меркулова

Халида, мне кажется это рассказы, которые возникли пост-фактум. В частности, про операцию в городской больнице. Уж госучреждения выезжали без всяких проблем. Мологжане (жителей Мологи так называют?) придумывают себе прошлое. Как придумывают его себе казаки. Как католики придумывали мучения своих святых.

spe
Владислав Черных

Согласен с Тамарой, не думаю, что больницу забыли эвакуировать, скорее всего, она прекратила работу задолго до того, как вода полилась в окна - кто же в то бедное время медицинское оборудование и инструмент бросил бы? Переселение длилось не один год, и затопление выглядело отнюдь не как в кинематографе, уровень водохранилища поднимался медленно. В фильме-то что угодно "ради красного словца" можно показать, пленка, как и бумага, все стерпит.

top
Halida Rojkova

По сценарию, больницу эвакуировали. Остался только один больной, которого нельзя было везти. Хирург не смог оставить, хотя ему это предлагали. Операцию помогал делать один из тех, кто отвечал за эвакуацию.
Что здесь правда, а что вымысел? И сколько процентов правды, если не вымысел? По документам получается, что такой случай имел место.

pro
Семен Цыгановский

Те, кто педалируют трагедию Мологи перечисляют вред от Рыбинского водохранилища. Плачут про ценные сельскохозяйственные угодья. Господи, да кто эти угодья-то использовал! В Тверской области (это рядом) на шикарных заливных лугах никакой скот не выращивают, ни мясной, ни молочный. В Ярославской области, думаю, то же самое.

А эпизод с 60-летним двоевластием в Мологе меня удивил и обрадовал.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+