Когда подобные издания появились в Риме, их не только продавали, но и наклеивали на видных местах. Наиболее любимым местом расклейки таких листовок была статуя, которая стояла на площади Пасквино. Поэтому такие вот «стенгазеты» стали называть «пасквилями».
Пасквили предназначались не только грамотной публике, но и людям, чтению не обученным. Поэтому очень часто на видных местах расклеивали рисунки, касающиеся события, которое волновало всех горожан. Ведь один рисунок говорит иной раз больше, чем страница текста.
Но в этом случае к рисунку предъявлялось главное требование: персонаж на нем должен был быть узнаваемым. Но не каждый уличный художник обладал талантами Микеланджело. Поэтому в таких рисунках героев рисовали схематично, а чтобы зрители узнали персонажа, его снабжали каким-нибудь говорящим атрибутом. (Короля – короной, воина – мечом, монаха – сутаной, а епископа – посохом). Кроме того, не стеснялись подчеркнуть какую-нибудь характерную деталь: носатый, кривой, горбатый. Если надо было врага опозорить, его могли изобразить в виде свиньи, собаки, или того хуже, пририсовать рога, копыта и хвост, сравнив тем самым с дьяволом. Такие картинки были узнаваемы и были любимы горожанами. Название им придумали быстро. Карикатура (caricatura). От итальянского слова caricare («преувеличивать»).
Карикатура была жанром боевым и потому в средствах унижения противника не стеснялась. Впрочем и объекты карикатуристов не стеснялись в средствах, когда приходилось отвечать критикам (или даже критиканам). В ход шли и легальные преследования, и репрессии. Могли и тайных убийц подослать.
Существование и распространенность карикатуры способствовали воспитанию в европейцах определенного образа восприятия реальности. На подобного рода оскорбления старались не обижаться, а отвечать либо тайно (убить на темной улице), либо явно (подобного же рода карикатурами, высмеивающими того, кто смеялся над тобой). С другой стороны, развитие низкого жанра карикатуры способствовало тому, что более изящные шутки и издевательства стали цениться выше. То есть, грязные, площадные, картинки способствовали улучшению культуры дискуссий.
Уже в 19-м веке, когда политическая и бытовая карикатура в Европе расцвели пышным цветом, карикатуры стали важны и для осмеиваемых. Если на тебя не рисуют карикатуры – да существуешь ли ты, как политический деятель?
Известно, например, что Шарль де Голль очень не любил карикатуры на себя. Прямо зверел от их вида. Но все же он каждое утро просматривал французские газеты. И если не находил в них карикатур на себя, дорогого, задумывался. «Если на меня нет карикатуры, значит я делаю что-то не то»
Кстати, первые карикатуры на М.С.Горбачева появились в зарубежных изданиях для того, чтобы убедить западных политиков: перестройка – серьезное намерение, а не камуфляж.
Карикатуры на политических деятелей, звезд бизнеса и шоу-бизнеса, на клерикалов и ученых – обычное явление в западной культуре. Даже для «священных коров» нет исключения. Например, карикатурист Жан Эффель нарисовал несколько томов карикатур, героями которых являются Создатель, Дьявол, ангелы, Адам и Ева. Поэтому недавно происшедшие «карикатурные теракты», совершенные мусульманами, якобы обидевшимися за карикатуры на пророка Мухаммеда демонстрируют, во-первых, узколобость самих обидевшихся, а во-вторых, полное непонимание духа и культуры европейского общества, в которое они хотят абсорбироваться. Ведь хотят же! Иначе что они делают в безбожных Франции, Германии, Дании или Норвегии?
В любом случае карикатура должна быть злой. Это закон жанра. Кроме того, современная карикатура имеет сюжет. Картинка должна говорить сама за себя. Так, один из известнейших российских (и советских тоже) карикатуристов Михаил Златковский описывает очень понравившуюся ему карикатуру. «Наводнение, римские легионеры тонут, захлебываются и пытаются спастись, схватившись за крест, на котором распят Христос. Только он и плавает». Прекрасный сюжет! Трудно сказать, является ли такая карикатура оскорблением христианства или все же прославляет его.
Но иногда художник не хочет злиться на персонаж своего рисунка, хотя не прочь улыбнуться сам и «улыбнуть» зрителей. В этом случае он рисует шарж. Шарж (charge) – слово французское, происходящее от глагола «charger» означающее то же самое, что итальянское «caricare», то есть, «преувеличивать». Рисуя шарж, художник искажает пропорции или преувеличивает характерные особенности модели, но добивается общего сходства. Что вызывает у изображаемых улыбку. Если бы Незнайка, рисуя своих друзей говорил, что это он изображает их в диковатом и неестественном виде не всерьез, а в шутку, вполне возможно, что отношение коротышек к его творчеству было бы иным, чем описано в сказке Н.Носова.
Уличные художники любят рисовать шаржи на прохожих. Можно не слишком стараться и не добиваться портретного сходства. К тому же шарж рисуется сравнительно быстро, что тоже немаловажно для того, кто зарабатывает копейку острым карандашом, зорким глазом и уверенной рукой.
В общем, можно заключить, что соотношение между карикатурой и шаржем такое же, как между сатирой и юмором. Карикатура – злая, шарж – веселый. Карикатура – картинка с сюжетом, шарж – портрет. Карикатура может принести автору серьезные неприятности, за шарж не прибьют.