Дебютировала она в 1859 году в Екатеринбурге и проработала там до 1875 года, когда стала участвовать в антрепризах в Харькове, Одессе и Саратове.
В 1883 году, по приглашению антрепренера В.И. Истомина-Кастровского отставного поручика, ни черта не смыслящего в театральном искусстве и умудрившегося развалить за один сезон отлично налаженный до того держателем драматической и оперной труппы Медведевым театральный механизм, Романовская приехала в Казань «спасать положение». Была она уже достаточно известна, чтобы быть приглашаемой для поддержания интереса публики к театру, но знаменитой она стала именно в Казани. Кстати, Казань сделала звездой не одну Анну Романовскую. Были еще и Пров Садовский, Константин Варламов, Александра Смолина, Любовь Александрова-Дубровина, Мария Савина, Полина Стрепетова, Василий Качалов и многие, многие другие великие и выдающиеся. Так что, попала она туда, куда надо.
Уже в начале сезона 1883/1884 года Романовская заслужила симпатии публики и театральной критики великолепным исполнением ролей драматических героинь и кокеток. Вскоре публика потребовала от антрепренера ее бенефиса, который и был устроен 28 октября 1883 года драмой А.Н. Островского в пяти действиях «Василиса Мелентьева» из времен Ивана Грозного.
Романовская, конечно, играла Мелентьеву, женщину-змею, в своем желании стать царицей идущей на любые подлости.
Почета я хочу и поклоненья,
Поцарствовать хочу, повеличаться.
Хоть день – да мой, а там хоть умереть,
И умереть-то хорошо Царицей…
Это был прекрасный спектакль, несмотря на очень трудную роль Василисы Мелентьевой. Анна Яковлевна сыграла ее так, что это стало событием в театральной жизни города, на которое откликнулись многие местные газеты. «Казанские губернские ведомости», в частности, писали в № 90 за 1883 год: «Исполнение этой роли госпожою Романовскою было, во всех отношениях, прекрасное: талантливая артистка вполне вошла в свою роль, и передала ее правдиво, художественно оттеняя самые мелкие детали». Главное же, что удалось ей в этой роли – она сумела уйти от третирования образа явной злодейки, что нечасто удалось и великим актерам.
Следующим событием театральной Казани была постановка в бенефис заслуженного и почтенного казанского артиста Е.Н. Полтавцева 29 ноября 1883 года трагедии А.К. Толстого в восьми картинах «Царь Борис». Трагедия венчала его драматическую трилогию («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович»). И опять спектакль стал событием в большей степени благодаря игре Анны Романовской, исполняющей роль царицы Марфы.
«Госпожа Романовская, – писали «Казанские губернские ведомости от 14 декабря 1883 года, – настолько художественно создала роль монашествующей Царицы Марфы, что невольно заставляла зрителя забывать, что перед ним находится не настоящая монахиня; благодаря такой замечательно-тонкой отделке мельчайших деталей своей роли, талантливая артистка, буквально, воспроизвела на сцене живой исторический тип убитой горем Царицы…»
Потом была служба в Московском Малом театре и работа во Втором Товариществе московских драматических артистов, приехавших на гастроли в Казань в июне 1884 года. Романовская была на первых ролях, играла великолепно, и казанская пресса вместо «талантливой артистки» награждала ее уже другими эпитетами: «артистка, которая во всей восточной России считается, и справедливо, на драматической сцене звездой первой величины…» («Казанские губернские ведомости», 1884, № 67, стр. 3).
Где земля обетованная для актера? В Москве. Например, в драматическом театре Корша. Туда и была приглашена в 1886 году Анна Яковлевна, и конечно, дала свое согласие. И в 1899 году состоялась третьи по счету гастроли Романовской в Казани. Приехала она в составе труппы московских актеров театра Федора Абрамовича Корша. Это во многом ее заслуга, что публика и критика будут просто в восторге «от этого, – как писал «Волжский вестник», – превосходного ансамбля, подобного которому давно не видала наша драматическая сцена».
У Корша Романовская в начале XX века играла преимущественно grand dame, играла превосходно и неподражаемо. В 1910 году она покинула сцену, а в 1916-м умерла в весьма почтенном возрасте. Славная судьба.