icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Зана из Тхина: снежный человек или...?

  • 3454
  • 5

Зана из Тхина: снежный человек или...?

С
Современному человеку хочется чуда ничуть не меньше, чем его далеким предкам. Предки обожали рассказывать истории о леших, эльфах и злых дэвах – в зависимости от того, к какому народу они принадлежали – у наших современников свои «игрушки»: летающие тарелки, Лох-Несское чудовище и, конечно, Снежный человек. То и дело появляются сообщения о встречах с крупным человекоподобным существом, обросшим шерстью, в тех краях, где не встречаются ни шимпанзе, ни гориллы, или даже о поимке загадочного примата – и не всегда в первоапрельских публикациях… В большинстве случаев речь идет если не о сознательной лжи, то о разыгравшемся воображении, но некоторые истории выделяются на этой фоне своей подчеркнутой реалистичностью. Одна из них – история Заны из Тхина.

Началась эта история во второй половине XIX в., когда абхазский князь Ачба со своими подручными охотился в лесу у горы Заадан. Охотникам удалось заполучить необычный трофей – существо двухметрового роста, напоминающее человека, но покрытое шерстью. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это самка, а под шерстью у нее черная (по другим источникам – темно-серая) кожа. Странное существо назвали Заной.

Сменив несколько хозяев в качестве диковинного подарка, Зана оказалась во владениях князя Генаба, в селении Тхин. Первоначально ее держали в загоне из бревен – ведь она вела себя как дикий зверь, но позднее позволили гулять по селенью, все равно она не убегала далеко от места, где ее кормили. Зана быстро бегала, демонстрировала большую физическую силу, от одежды отказывалась, так и не научилась говорить, изъясняясь лишь нечленораздельными выкриками.

Может, местные мужчины и не считали Зану человеком, но не брезговали использовать как женщину, и у Заны за время пребывания в Тхине родилось пятеро детей. Первого ребенка она простудила, окунув в холодную воду, и мальчик умер, но последующие дети выжили. Судьба двух девочек и одного мальчика неизвестно, но о младшем сыне позаботился отец – пастух по фамилии Сабекия. Мальчик вырос в доме пастуха, женился, обзавелся семьей – словом, жил, как обычный человек.

Точная дата смерти Заны неизвестна, но ориентировочно это произошло между 1880 и 1890 годами. Похоронили ее на местном сельском кладбище.

Говоря о Зане, следует учитывать, что до 1962 года, когда селение посетил профессор А.Машковцев, ни один ученый этим случаем не занимался. Что можно было сделать к тому времени? Только выслушать местных жителей, которые слышали о Зане от родителей, бабушек, дедушек, в лучшем случае – расспросить стариков, которые видели ее, будучи детьми. Детские воспоминания пожилых людей, равно как и сведения, переданные через вторы-третьи руки спустя десятилетия – не самый надежный источник информации. Правда, исследователям удалось еще пообщаться с внучкой Заны Раисой Хвитовной – женщиной с темноватой кожей и негроидными чертами лица. Встретиться с сыном Хвита исследователям не удалось – он погиб, разбившись в горах.

Однако, даже на этой основе кое-кто пытался делать далеко идущие выводы – и в их числе криптозоолог И.Бурцев. Он поторопился заключить, что Зана была…неандерталкой. Почему именно неандерталкой? Местные жители упоминали от грубых чертах лица – но нам могут показаться «грубыми» черты не только неандертальца, но и любого другого ископаемого примата, встреча с которым в современности ничуть не менее вероятна, чем с давно вымершим неандертальцем.

В отличие от криптозоологов, антропологи не видели оснований для таких поспешных выводов. Чтобы жить в лесу и вести себя как животное, не обязательно быть существом другого вида – достаточно в раннем детстве «выпасть» из человеческого общества, как это случилось с бенгальскими девочками Амалой и Камалой или французским «лесным мальчиком» Виктором. От этих и других известных науке «детей-маугли» Зана отличалась только тем, что ее нашли взрослой. Кстати, потерять человеческий облик из-за длительно изоляции может и взрослый человек.

Густой волосяной покров на тех участках тела, где его в норме быть не должно – если только кто-нибудь не выдумал его «для красного словца» – мог быть проявлением гипертрихоза. Это гормональное расстройство, которое может быть врожденным или приобретенным, давно известно медицине. Немало таких людей потешало публику в цирках, балаганах и всевозможных «шоу уродов». Страдает таким заболеванием современный мексиканский артист цирка Хесус Асевес – и никто его в разряд «йети» не зачисляет, все понимают, что это обычный человек, только неизлечимо больной…

А вот наличие внуков было очень серьезным аргументом в пользу того, что Зана все-таки была человеком – представителем вида Homo Sapiens: при межвидовом скрещивании, как правило, рождаются бесплодные особи.

Поставить точку в этом вопросе могло бы исследование останков Заны. Беда в том, что точное место захоронения не было известно. После долгих раскопок на сельском кладбище в Абхазии было найдено необычное захоронение: тело находилось в скорченном положении, с притянутыми к животу коленями – ни христиан, ни мусульман так не хоронят… может, люди не рассматривали покойницу как человека и потому не сочли достойной полностью человеческого погребения?

Так или иначе, предполагаемый череп Заны попал в руки ученых. Никаких неандертальских черт в нем обнаружено не было, зато были обнаружены другие четы – негритянские. С этим замечательно согласуется и черная кожа, и негроидные черты лица у внучки.

Появление негритянки в Абхазии – не такое уж невероятное явление, как может показаться на первый взгляд: негры уже давно живут в устье реки Кодор. Относительно появления их предков в Абхазии единого мнения нет, но наиболее вероятной представляется версия, что они попали туда в качестве рабов, купленных князем Чачба для работы на плантациях цитрусовых. Так или иначе, негра в Абхазии встретить вполне можно – но в данном случае местных жителей сбил с толку аномальный волосяной покров и «звериное» поведение.

Итак, предполагаемая самка снежного человека оказалась обыкновенной негритянкой, страдающей гипертрихозом и потерявшей человеческий облик вне общества. Как ни жаль, сенсации не получилось.

spe
Лариса Попруга

Любители сенсаций будут разочарованы, очередной миф развенчан)))

spe
Юлия Дворникова

Вот и верно, вроде, всё написано и разложено! А так чуда хочется!!!

spe
Елена  Затуранова

Загадочна и многогранна жизнь на нашей планете, нового и неизученного много и всякий раз, читая подобные истории удивляешься.

pro
Надежда  Маслова

Больше, чем Зана, меня удивляют местные мужчины из селения Тхина.... А статья очень интересная. +++

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+