icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈вгений Ѕагдерин
 ультура и искусство

¬идели Ђѕортрет неизвестнойї  рамского? ’отите знать, с чего все начиналось?

  • 1396
  • 12

¬идели Ђѕортрет неизвестнойї  рамского? ’отите знать, с чего все начиналось?

”же не помню, откуда вз€лись в нашей старой квартире с высокими потолками и дубовым паркетом эти две репродукции: Ђ” омутаї ». Ћевитана и Ђѕортрет неизвестнойї ».  рамского.  артинки эти в золочЄных багетах неизменно занимали своЄ место над зелЄным диваном с круглыми валиками по бокам. ƒаже если диван передвигали, картинки передвигались следом. ѕомню, как докучал родител€м вопросами: - Ђј кто така€ неизвестна€?  ака€ же она неизвестна€, если художник еЄ нарисовал!?ї

ћного позже вс€кий раз, когда € встречал эту весьма попул€рную репродукцию в буфетах или гостиницах, на коробке из-под шоколадных конфет, на обложке журналов или на открытках, то всегда вспоминал своЄ беззаботное детство, когда мог часами смотреть на, не слишком выразительную, картинку Ћевитана или на загадочную неизвестную. Ѕыва€ в “реть€ковке, всегда останавливалс€ у небольшого по размерам полотна выдающегос€ русского портретиста »вана Ќиколаевича  рамского, с которого на окружающих вот уже более 130 лет смотрит, царственным и немного грустным взгл€дом, таинственна€ неизвестна€.

¬первые картина была показана в марте 1883 года на 11- ой выставке ѕередвижников в јкадемии наук в ѕетербурге и произвела полный переполох в среде “оварищества. Ќи сюжет, ни настроение, ни композици€ не вписывались в рамки общеприн€того и дозволенного. —ам »ван Ќиколаевич так разволновалс€, что покинул зал и лишь к вечеру по€вилс€ на выставке, где был встречен бурей восторженных аплодисментов и оваций. Ёто был успех. —ледует отметить, что  рамской не раз жаловалс€ своим коллегам о том, что измотан заказными портретами и что не может написать что-нибудь дл€ души. ќн даже просил ѕ. “реть€кова о пенсионе на год, чтобы поработать спокойно.

—лух о необычном полотне мастера быстро заполнил столицу. Ќа выставку пот€нулись чиновники, купцы, кн€зь€, студенты, писатели, мастеровые. ¬сех разбирало любопытство, кто же здесь изображена

ЂЕ то эта дама, пор€дочна€ или продажна€, но в ней сидит цела€ эпохаї, Ц писал один из художественных критиков. ѕЄтр Ѕоборыкин в ЂЅиржевой газетеї: - Ђƒама в кол€ске, в бархатном платье с мехом, с величавой смуглой красотой полуцыганского типа...ї. Ђƒорога€ камели€ї, Ц констатировал ещЄ один критик, намека€ на страстную куртизанку из романа ј. ƒюма Ђƒама с камели€миї. Ќеодобрительно отозвалс€ о картине ¬.¬. —тасов, назвав ЂЌеизвестнуюї Ђкокоткой в кол€скеї. ѕ. “реть€ков, посто€в перед картиной и, не сказав ни слова, уехал с вернисажа. ѕозже известный собиратель живописи купил картину, но долго держал в запасниках.  артина обрела своЄ достойное место в зале “реть€ковки только в 1925 году, после еЄ национализации.

’удожник так и не раскрыл тайны портрета, заставив несколько поколений искусствоведов строить различные догадки. Ќаиболее убедительной была »рина „ижова, доказывавша€ в своих исследовани€х, что на полотне мастера изображена именно ≈катерина ƒолгорукова - морганатическа€ супруга јлександра II. Ќо, представленные в работах дагерротипы красавицы не освобождают нас от сомнений. —лишком непохожа кн€гин€ ёрьевска€ на ЂЌезнакомкуї. —уществуют и другие версии. Ќа полотне  рамской изобразил любимую дочь —офью. ѕо€вилась друга€ верси€, что это ћатрЄна —аввишна Ц горнична€ в поместье Ѕестужевых, к которой художник питал очень нежные чувства. ≈щЄ одна трогательна€ верси€.  рамской увидел портрет-камею грузинской кн€жны ¬арвары “уркестановой. ”знав о еЄ трагической судьбе, художник €кобы решил написать еЄ портрет.

» вдруг в 80х годах прошлого века в ѕраге в частном собрании доктора ƒушана ‘ридриха найден подготовительный натурный этюд кисти ».  рамского, на котором однозначно узнаетс€ наша ЂЌеизвестна€ї. Ќайдены были также воспоминани€ одного из художников, входившего в “оварищество ѕередвижников, который писал, что на этюде изображена не профессиональна€ натурщица, а чь€-то знакома€, котора€ оказалась в мастерской  рамского. Ётюд более реалистичен, хот€ написан в том же ракурсе и колорите, с другой причЄской, черты лица с более жЄстким выражением. Ќекоторые критики утверждают, что на этюде запечатлена девица, не обременЄнна€ особыми мысл€ми и не слишком высокой нравственности.

¬от на эту основу  рамской и нанес свой художественный образ, скорее всего, созданный богатым воображением. Ќекоторые художественные критики считали, что »ван  рамской находилс€ под сильным впечатлением романа "»диот" ƒостоевского и в "Ќеизвестной" угадываютс€ черты Ќастасьи ‘илипповны.  онечно, он изменил облик молодой дамы, одухотворил и облагородил его. “ак образ таинственной красавицы стал собирательным.

ѕортрет выполнен на узнаваемом фоне зимнего ѕетербурга.  ол€ску художник поместил на јничковом мосту, хорошо видны очертани€ јничкова дворца с оградой јлександровского сада, который пользовалс€ не совсем хорошей репутацией и в народе называлс€ Ђ атькин садї. «десь собирались, несмотр€ на строгие запреты полиции, дорогосто€щие, до 15 рублей, проститутки. –€дом с героиней в кол€ске пустое место, что было признаком дурного тона (как будто дама приглашала кого-то, приличные дамы так никогда не ездили: место р€дом предназначалось дл€ мужа или прислуги).

’удожник одел свою даму по самой последней моде: на голове бархатный берет Ђ‘ранцискї со страусовым пером, пальто из дорогого сукна Ђ—кобелевї, с отделкой мехом собол€ и синими шелковыми лентами. Ќа руках дорогие шведские перчатки из тонкой кожи, а на зап€стье левой руки большой золотой браслет. ¬се это давало основание критикам считать, что на картине изображена богата€ содержанка или актриса, пользующа€с€ покровительством.

Ќо чтобы не говорили об изображенной на картине молодой женщине, созданной великим русским живописцем, мы всегда будем восхищатьс€ этой чувственной, дразн€ще прит€гательной красавицей в величественной и грациозной позе, котора€ смотрит на нас сверху вниз с надменным прищуром темно-коричневых глаз и чуть опущенными бархатными ресницами.


mas
≈вгений Ѕагдерин

„то в имени тебе моем?
ќно умрет, как шум печальный
¬олны, плеснувшей в берег дальный.
 ак звук ночной в лесу глухом.

ќно на пам€тном листке
ќставит мертвый след, подобный
”зору надписи надгробной
Ќа непон€тном €зыке.

„то в нем? «абытое давно
¬ волнень€х новых и м€тежных,
“воей душе не даст оно
¬оспоминаний чистых, нежных.

Ќо в день печали, в тишине,
ѕроизнеси его тоску€;
—кажи: есть пам€ть обо мне,
≈сть в мире сердце, где живу €...
ј.—.ѕушкин

top
Halida Rojkova

јх, как красиво написано! ƒействительно, что в имени тебе моем?! ќна прекрасна и таинственна, как сама любовь. ќна дарит обещание неземного блаженства. ќна и доступна, и недоступна одновременно. »м€ ее - “айна. +++++

spe
ёли€ ƒворникова

Ќу, вот оп€ть столько воспоминаний и впечатлений от только одной статьи! "» нет зан€ти€ прекрасней, чем музой в люд€х души пробуждать!" - это у автора прекрасно получаетс€!

"... —мешно же сердцем лицемерить
ѕеред собою столько лет;
ƒобро б еще морочить свет!
ƒа и притом, что пользы верить
20 “ому, чего уж больше нет?..
Ѕезумно ждать любви заочной?
¬ наш век все чувства лишь на срок,
Ќо € вас помню Ч да и точно,
я вас никак забыть не мог!"

∆енечка! ќгромное спасибо!!!++++

spe
ёли€ ƒворникова

Ќу, вот оп€ть столько воспоминаний и впечатлений от только одной статьи! "» нет зан€ти€ прекрасней, чем музой в люд€х души пробуждать!" - это у автора прекрасно получаетс€!

"... —мешно же сердцем лицемерить
ѕеред собою столько лет;
ƒобро б еще морочить свет!
ƒа и притом, что пользы верить
“ому, чего уж больше нет?..
Ѕезумно ждать любви заочной?
¬ наш век все чувства лишь на срок,
Ќо € вас помню Ч да и точно,
я вас никак забыть не мог!"

∆енечка! ќгромное спасибо!!!++++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+