icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
 ультура и искусство

¬енера.  то така€ ¬енера?

  • 7515
  • 4

¬енера.  то така€ ¬енера?

¬
¬енераЕ им€ этой прекрасной богиней известно всем Ц даже тем, кто далЄк от древней истории и культурологии. —разу вспоминаетс€ ¬енера ћилосска€ (которую вообще-то правильнее было бы именовать јфродитой ћилосской Цведь стату€-то греческа€, а не римска€), один из величайших шедевров эпохи ¬озрождени€ Ц Ђ–ождение ¬енерыї —андро Ѕотичелли, или нечто менее поэтичное Ц заболевани€, передающиес€ половым путЄм, тоже прин€то именовать ЂвенерическимиїЕ

»м€ еЄ происходит от слова venia Ц Ђмилость боговї, это абстрактное пон€тие и персонифицирует богин€. ѕоскольку дл€ древнего человека милость богов в первую очередь была св€зана с плодородием земли, то ¬енера была первоначально богиней плодов и садов. Ќо позднее Ђмилостьї была переосмыслена как милость, дарованна€ –иму и его основател€м. —огласно легенде, –им основали два брата Ц –омул и –ем, предком которых был тро€нец Ёней Ц сын богини јфродиты. Ётот герой действительно был отмечен милостью богов (недаром его потомки основали великое государство!) Ц неудивительно, что богиню-Ђмилостьї в конце концов отождествили с его матерью. “.о. говор€ о римской ¬енере, мы подразумеваем греческую јфродиту, богиню любви и красоты. Ѕолее того, в западной традиции, говор€ об этой богине, предпочитают употребл€ть именно слово ¬енера, даже когда речь €вно идЄт о √реции (это неудивительно: ведь западна€ цивилизаци€ Ђнаследуетї в большей степени –иму, чем Ёлладе) Ц потому-то и статую называют Ђ¬енерой ћилосскойї, и Ѕотичелли назвал свою картину Ђ–ождением ¬енерыї, а не Ђ–ождением јфродитыї.

 стати, о рожденииЕ этот миф известен широко: богин€ родилась из пены морской. ћенее известны подробности этой историиЕ предупреждаем: они Ц Ђне дл€ слабонервныхї, хот€ мы и постараемс€ изложить их в исключительно м€гких выражени€х.  ронос (отец «евса) оскопил своего отца ”рана Ц бога неба Ц и бросил окровавленныйЕ в общем, отрезанную часть тела в море, в ЂоплодотворЄннойї таким образом морской воде образовалась пена, из которой и родилась јфродита (чьЄ им€ истолковываетс€ как ЂпеннорождЄнна€ї)Е страшновато? „то делать, мифы пришли к нам из глубокой древности Ц и изуча€ их, надо быть готовым к встрече с Ђпервобытной дикостьюїЕ  стати, вместе с нею родились гиганты (существа не менее сильные, чем титаны Ц но смертные, и тоже противники олимпийских богов) и эриннии (называемые в –име фури€ми) Ц грозные богини местиЕ „то ж, любовь всегда была необузданной силой, а того, кто хоть раз видел брошенную женщину Ц не удивит родство богини любви с эрини€ми!

ѕрекрасна€ јфродита досталась в супруги хромоногому богу-кузнецу √ефесту Ц видимо, труд ремесленников всЄ-таки уважалиЕ но не настолько, чтобы богин€ хранила ему верность! ќна измен€ет ему с покровителем более уважаемого в античном обществе зан€ти€ Ц с богом войны јресом. ѕравда, один раз √ефесту удалось застать неверную супругу на месте преступлени€ Ц и ѕосейдон пообещал, что јрес заплатит выкуп, но принудить его к этому так и не удалось (пон€тно, кто Ђзадавал тонї в обществе!).

¬прочем, јрес Ц не единственный любовник јфродиты.  ак и положено богине любви, она и влюбл€етс€, и соблазн€ет налево и направо, в том числе и в смертных Ц например, в юного охотника јдониса (чьЄ им€ стало синонимом красоты). ”вы, роман был недолгим: во врем€ охоты юношу убивает вепрь Ц это несчастный случай был подстроен всЄ тем же јресом из ревности. »з крови јдониса рождаютс€ розы, а из слЄз јфродиты, пролитых над ним Ц анемоны.

«аметим, что в этом мифе в роли ревнивого мстител€ выступает любовник, а не законный супругЕ то ли √ефест уже привык к посто€нным изменам богини Ц и они его уже не трогают, то ли √ефест и јфродита изначально представл€ютс€ как Ђсочетание несочетаемогоїЕ и впр€мь, јфродита и ремесло, работа представл€ютс€ несовместимыми: застав однажды јфродиту за пр€лкой, јфина приходит в гнев! Ќаверное, так происходит потому, что влюблЄнные склонны забывать обо всЄ на свете, а о работе Ц в первую очередь.

¬прочем, способна гневатьс€ и јфродита Ц особенно на тех, кто отвергает еЄ любовь (это и со смертной-то женщиной небезопасно, а с богиней Ц тем более) Ц или просто отвергает любовь как таковую, чью бы то ни былоЕ так, Ќарцисса, отвергнувшего любовь нимфы Ёхо, јфродита наказала влюблЄнностью в его собственное отражение.  роме того, она не терпит соперниц: мать ћирры, дочери кипрского цар€, хвасталась, что еЄ дочь красивее јфродиты Ц и несчастна€ девушка была наказана противоестественной страстью к собственному отцу.  ак и все боги, јфродита не любит, чтобы ей забывали поклон€тьс€: ѕасифае, котора€ не делала этого несколько лет, жестока€ богин€ внушила страстьЕ к быку (вот так и родилс€ ћинотавр).

» всЄ же Ц несмотр€ на все страшноватые черты своего облика Ц јфродита-¬енера остаЄтс€ прекрасной и чарующей. Ёто единственна€ Ђбожественна€ женщинаї, в честь которой названа планета —олнечной системы (все остальные нос€т имена богов-мужчин).

ѕравда, прекрасна€ Ђутренн€€ звездаї, воспета€ поэтами, оказалась сущим адомЕ но это уже совсем друга€ истори€.


deb
ћарина ”денцова

 то бывал на  ипре знает, что между ѕафосом и Ћимассолом есть место (которое придумали наверно специально какие нибудь туроператоры) где јфродита -¬енера вышла на берег. “ам всегда полно дамочек, которые окунаютс€ в воду с надеждой получить(а может отдать) много много любви....»менно этот кусочек берега спорен, но  ипр - без сомнени€ место ее рождени€....+

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+