Некоторые исследователи обратили внимание на то, что образ дракона соединяет в себе черты рептилии и птицы. Не является ли это символом объединения нижнего и верхнего миров? Ведь примерно в одно время с этим образом появились и образы богов, сочетающих в себе черты людей и животных… Но образы таких богов являли собой переходный этап от зооморфных богов к антропоморфным – а какой переход мог зафиксировать образ дракона? И могла ли родиться такая аллегория без реальной основы? И что могло такой основой быть – может, динозавры? На первый взгляд, они подходят идеально: огромные, страшные, по природе своей – рептилии, были и летающие (птерозавры)…
Дж.Р.Р.Толкиен в своём эссе «О волшебной сказке» признаётся, какое раздражение испытывал он в детстве, когда взрослые пытались его убедить, что динозавры – это и есть драконы. Мальчику одинаково нравились и сказки о драконах, и умные книжки про динозавров, но отождествлять одно с другим он не мог и не хотел, ведь на драконах было прямо-таки «клеймо волшебной страны» – в отличие от вполне научных и реалистичных динозавров… и пожалуй, юный Джон Рональд Руэл был прав! Реконструировать внешний облик динозавра по костям, особенно если учесть, что найти целый скелет динозавра – редкая удача, задача очень сложная, современные учёные справляются с нею благодаря научным знаниям (которые суть результат многолетних исследований), планомерным раскопкам, а также возможности поддерживать связь друг с другом – для древнего же человека такая задача была бы невыполнимой, даже если бы он случайно откопал кости динозавра (вот связать такие огромные найденные кости с уже имеющимся образом дракона вполне мог).
С живыми же динозаврами люди не встречались! И пускай никого не вводят в заблуждение то и дело появляющиеся публикации о человеческих следах, найденных рядом со следами динозавров (разумеется, изрядно сдобренные рассуждениями о «научном заговоре» и «сокрытии фактов»). Это замечательный пример того, что по-русски называется «слышал звон, да не знает, где он»: динозавры обычно ходили на передних пальцах, но иногда опускались на всю стопу, подобно тому, как это делает человек – такие следы на жаргоне палеонтологов (именно на жаргоне, а не в научной терминологии) стали называть «человеческими». И вот, нашлись журналисты, которые, услышав это словечко в речи палеонтологов, построили на этом дешёвую сенсацию, не разобравшись (или даже не пытаясь разобраться) в сути вопроса. Сенсация стала тиражироваться – и тиражируется до сих пор…
Так что следы драконов надо искать в другом направлении.
Из всех реальных живых существ на мифических драконов более всего походит ящерица, обитающая в лесах острова Ява, которой даже дали название Draco volans – летающий дракон. Удлинённые рёбра этой рептилии могут отодвигаться в стороны, как на шарнирах, растягивая эластичную кожу, собранную в складки – получается нечто вроде планера. Учитывая, что из культурных народов именно китайцы первыми познакомились с природой Малайских островов – они вполне могли видеть эту ящерицу… а потом уже человеческое воображение «вырастило» её до гигантских размеров.
Европейские драконы «скопированы» с китайских, а позднее европейцы, познакомившись с живым первоисточником, принимали ящериц за детёнышей драконов.