Финал войны – миллионы убитых и искалеченных, а оставшиеся в живых говорят о материальных потерях. Их больше всего интересует, что они будут есть и где они будут жить. Мертвым – могилы, а живым – продолжение обычных хлопот по устройству своего быта? Что ж, справедливо. Но, согласитесь, как-то уж очень обыденно. И поэтому немножко обидно: человек – венец творения, он уникален, опускаться до примитивизма ему не к лицу.
На этом и построена философия существования, а именно так переводится с латыни слово «existentia». Каждый человек – это уникум. То, что он чувствует, что он переживает, свойственно только ему. Повторов нет. Зато есть пути, идя которыми, можно обрести свободу духа, избавиться от гнетущего одиночества и найти свое место в обществе. Да, оно, это общество, часто бывает враждебным и старается унизить, оскорбить, а то и просто уничтожить человека. Но, согласно теории экзистенциализма, каждый ответственен за общее благополучие. Как достичь гармонии в обществе? Хочешь, чтобы тебя уважали и не попирали твои свободы? Уважай права и достоинство других людей. Вот так все просто и ясно в теории. И невероятно трудно в исполнении.
Жан-Поль Сартр (1905-1980) – удивительно цельная личность. Он был разносторонне развит и прекрасно образован. Философское образование давало ему право на преподавание и отстаивание своего понимания многих постулатов этой сложной науки. Литературный дар и многочисленные путешествия позволили ему стать писателем и драматургом. Желание поделиться с миром своими мыслями и впечатлениями привело к написанию великолепных по стилю и содержанию эссе.
Первая Мировая война «зацепила его боком», а вот Вторая Мировая «ударила наотмашь». Девять страшных месяцев в концлагере привели его в ряды Сопротивления. Элегантный парижанин, эстет и философ стал активным борцом с фашистским режимом. Он создал группу, назвав ее «Социализм и свобода». Историки французского подполья не считают вклад членов группы, возглавляемой Сартром, значимым. Их право, конечно, но думается, что каждый, кто нашел в себе смелость взять в руки оружие, уже вызывает уважение.
Больше всего поражает один факт: в оккупированной немцами Франции Сартр находил время для творчества. В 1943 году он добился публикации пьесы «Мухи» и философского трактата «Бытие и ничто», который многие исследователи называют главным трудом Сартра. В 1944 году в печати появилась еще одна пьеса «За запертой дверью», ее действие весьма символично перенесено в ад. Сартр старался высказать все, что накопилось. Боялся не успеть, опасаясь ареста и смерти? Возможно.
Сартр обладал внутренней свободой и никогда не находился в плену философских учений. Он по-своему понимал экзистенциализм. Философ мечтал объяснить миру, что значит быть свободным в любой ситуации. Увлекшись феноменологией, он сумел сделать из нее фундамент для своего понимания экзистенциализма.
Справка: феноменология – это философское направление, которое отвергало любые предпосылки, вызывающие сомнение. Есть феномен, к нему прилагается опыт. Это и есть предмет рассмотрения. Сознание человека и его бытие, характер личности, та духовная культура, в которой он воспитан, тот социум, в котором он живет, - все эти факторы неразрывны, но и свести их воедино невозможно. Они, и только они, определяют фундаментальные основы жизни человека. Значит цель философии, направив сознание на определенный предмет, помочь личности увидеть его философский аспект.
Сартр, как и все философы, видел, что мир несправедлив, понимание его благополучия и абсурдности происходящего способно убить личность. Как выжить в этом «океане безумия»? Прежде всего, не стоит падать духом. Мир не так плох, как выглядит на первый (и даже на второй!) взгляд. Существует такое понятие, как человеческий долг. Вот его и следует выполнять, идя вперед во что бы то ни стало. Все «бури когда-нибудь заканчиваются, значит, пройдет и эта». Утраты? Они неизбежны, так отнесемся к ним с философским спокойствием. Будни серые? Кто же мешает раскрасить их в любой цвет?
А если терпеть больше нет сил, то стоит набраться отваги для бунта. И пусть он будет «бессмысленным и беспощадным», он все равно приведет к устранению гнета или хотя бы к его ослаблению. Личность должна быть активной и строить свою жизнь осознанно. Стойкость – отличное качество, оно ценно тем, что помогает не опускать руки при неудачах, понять самого себя и окружающий мир. То есть сначала стоит показать человеку, какой должна быть идеальная личность. Потом подвести его к воображаемому зеркалу, чтобы безжалостно сорвать «покровы приличия» и продемонстрировать то, что он из себя представляет.
Страшно? Противно? Если так, то есть выход и даже два. Первый (он самый легкий) – остаться таким, как есть. Начать в свое оправдание говорить о превратностях судьбы, о трудностях жизни и замереть в своем ничегонеделании.
Второй выход – выбрать другой мир и сотворить из себя другого человека. Трудно? Да, но возможно. Это путь созидания себя, как личности. Дорога индивидуального самопознания обязательно приведет к пониманию, что жизнь и свобода для каждого человека являются самой большой ценностью. Вот таков экзистенциализм в понимании Сартра.
Жан-Поль Сартр скончался в 1980 году. В последний путь его проводили более пятидесяти тысяч человек, хотя о дне и часе похорон не было объявлено. Франция (а вместе с ней и весь мир) простилась с замечательным писателем, одним из самых значительных философов XX века, активным политическим деятелем.