Начнём, пожалуй, с истории его возникновения. Разработан и сконструирован Ми – 26 в конструкторском бюро Московского вертолётного завода имени М.Л. Миля в 1971 году. Проект получил кодовое название «изделие 90», а в качестве базового варианта была выбрана классика вертолётостроения – одновинтовая схема. После того, как вертолёт был полностью сконструирован, он представлял собой первый советский вертолёт нового третьего поколения. Так чем же превзошла эта машина все остальные отечественные и зарубежные конструкции?
Максимальная взлётная масса Ми – 26 пятьдесят шесть тысяч килограмм, мощность каждого двигателя, а всего их два, десять тысяч четыреста сорок лошадиных сил, объём восьми топливных баков двенадцать тысяч литров, максимальная скорость двести девяносто пять километров в час, радиус действия транспортно – десантной машины восемьсот километров, дальность полёта тысяча девятьсот пять километров. Цена вертолёта на сегодняшний день составляет один миллиард рублей. Экипаж вертолёта пять человек. А вот радиоэлектронное и навигационное оборудование позволяет выполнять даже самые сложные задания практически в полной темноте и при плохих погодных условиях.
Есть несколько версий Ми – 26. Это и санитарный вертолёт, и гражданский вариант, и пожарный Ми – 26, и, конечно же, топливозаправщик и экспортный вариант. «Аэрофлот» получил этот вертолёт только в 1986 году. Первыми эту чудо – машину получили в Тюмени, где она стала просто незаменима на нефтяных разработках, ведь только Ми – 26 способен без труда перевозить груз общей массой до двадцати тонн. В октябре 1999 года при помощи этого вертолёта был перевезён ледяной блок массой 25 тонн с мамонтом внутри, который был найден в Сибири. Возраст животного составлял 23 тысячи лет. Именно такой грузоподъёмности, которая была бы намного больше веса самого вертолёта, и добивался конструктор Марат Тищенко, когда создавал этот вертолёт. И ему это удалось.
А вот иностранные заказчики заинтересовались этим вертолётом только с 1981 года, после того, как этот вертолёт был представлен на авиационном салоне в Ле – Бурже. Первыми Ми – 26 закупили индийские власти, вслед за ними это сделали и Северная Корея, и Малайзия, и Южная Корея, и Мексика.
Несмотря на свою надёжность, этот вертолёт не раз являлся участником авиапроисшествий. Самая большая катастрофа произошла 19 августа 2002 года. Именно в этот день чеченскими боевиками под Ханкалой был сбит российский Ми – 26. Погибло 127 человек.
Подобный вертолёт производится и американской фирмой Sikorsky под названием "CH-53E Super Stallion". Но по своим размерам и техническим характеристикам эта машина сильно уступает российскому Ми – 26.