icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
“амара ћеркулова
 ультура и искусство

–еди-мейд. ј что это такое?

  • 717
  • 5

–еди-мейд. ј что это такое?

¬
¬ начале 20-го века, оказалось, что ѕариж переполнен талантливыми художниками. ћолодому человеку из провинции было совсем не просто сделать так, чтобы о нем заговорили критики, чтобы его им€ попало на первые страницы газет. —овсем не важно, хвалить ли будут или ругать. ѕусть только говор€т!

ћастерски владеть кистью стало не достаточно дл€ верного успеха. Ќадо было вскружить голову публике какой-нибудь идеей. » снова не важно, глупой ли будет эта иде€ или же умной.  ритики сами все растолкуют публике.  отора€, как известно, дура.

—обственно говор€, художники Ђсобез€нничалиї реальную жизнь, в то врем€ тоже протекавшую под знаком поиска высоких идей, которые могли бы объединить человечество под тем или иным флагом. ј затем привести стройными колоннами в жизнь правильную и при€тную. ƒело оставалось за малым: отыскать правильную идею.

ћарсель ƒюшан (1887 Ч1968) придумал, чем удивить публику. Ќа своих выставках он стал выставл€ть в качестве художественных произведений обычные предметы. ѕомещенные в выставочные залы, в воздухе которых, кажетс€, растворен восторг перед великим искусством, эти предметы становились объектом неутилитарного созерцани€. Ќовое положение вы€вл€ло в привычном предмете новые ассоциации, дополнительные смыслы, которые не могли породить ни традиционные объекты искусства, ни обиходно-утилитарна€ сфера. ¬се Ц на выставку, всем Ц смотреть творени€ ћарсел€ ƒюшана!

ѕриблизительно так писали в 1913 Ц 1917 годах художественные критики. ¬осторгам не было конца. ¬ искусствоведении по€вилс€ новый термин, реди-мейд от английского Ђready-madeї (Ђготовыйї). “ермин этот придумал ћарсель ƒюшан. “ак он называл свои произведени€. ƒюшан выставл€л в качестве предметов искусства обычные предметы, с которыми нам приходитс€ сталкиватьс€ ежедневно. ¬ 1913 году в Ќью-…орке было выставлено Ђ олесо от велосипедаї. Ќа следующих выставках зрители увидели Ђ—ушилку дл€ бутылокї (1914). ¬ 1917 году ћарсель ƒюшан выставил Ђ‘онтанї. Ќа этот раз произведением искусства оказалс€ обычный писсуар с подписью художника. “ут уж все захлебнулись от восторга. –одилс€ новый вид искусства. ќтныне ћарсел€ ƒюшана запомнили, как того чудака, который выставил на выставке латрину!

Ќо главного художник своими чудачествами добилс€. ќ нем узнали все. ƒюшан прослыл королем эпатажа.  онечно же (думали критики) он издевалс€ над завсегдата€ми художественных салонов, этими снобами! “радиционный принцип изображени€ на полотне предметов реального мира он заменил принципом исключительной правдивости. ¬едь ни одна картина не покажет предмет лучше, чем он есть в реальности. Ќу, так вот, иди и смотри! √ениальный ƒюшан набралс€ смелости / наглости, чтобы выставить собственно предмет, как он есть, в оригинале, а не его изображение. “очнее быть нельз€!

 ритики сообщали зрител€м: наконец-то разрушена граница между реальностью и искусством! Ђ’удожественностьї ушла, ее место зан€ли Ђправила игрыї. “еперь нам решать, что красиво, а что Ц нет.

ѕохоже, что критики (и проплачивавшие их творени€ галеристы) сами же подрубили сук, на котором не без удобства сидели. ѕринцип Ђреди-мейдї свел на нет традиционную эстетику искусства. ћежду тем, обучение Ђшироких массї эстетическому, Ђправильномуї, воспри€тию тех произведений, которые накопились в музе€х, было одним из источников заработка критиков. » эти же эстетические принципы, внедр€вшиес€ в сознание богатых Ђпрофановї, заставл€ли тех посещать художественные галереи и, главное, покупать выставл€вшиес€ там произведени€ искусства. ≈сли же эстетика кончилась, к чему платить изр€дные деньги за картинки, которые мне не нрав€тс€, которые € считаю некрасивыми, то есть, неэстетичными?

ќп-па! Ќа ћишеле ƒюшане закончилс€ период культуры, о которой следовало говорить с придыханием и с восторгом. ѕо€вилась посткультура, массова€ культура, котора€ так или иначе всем нравилась (привет кисам из гр€дущего »нтернета!). “еперь уже не публика, смуща€сь входила в храм искусства. “еперь сам храм стал передвижным и прин€лс€ ездить по тем местам, где было (или ожидалось) большое скопление публики, которой можно было продать что-нибудь новенькое.

’удожественные критики Ц народ изобретательный. ќни сориентировались, как и в этих услови€х сорвать свою копейку. Ѕыли придуманы новые пон€ти€ нового художественного искусства: инсталл€ции, перформансы, хэппенинги, объекты, акции, ассамбл€жи. ќбо всем этом можно было снова рассказывать с умным видом перед публикой, интересующейс€, почему подрисовать усы Ђћонне Ћизеї Ц это смелый художественный акт. »скусство перешло на новый уровень. „тобы его увидеть, можно было не ходить в музей. Ќе нужно стало стремитьс€ увидеть полотно, которого касалась кисть мастера давних времен. Ѕолее того, произведение искусства стало возможным пересказать. ћужик прибил свои тестикулы к брусчатке на  расной площади. ¬се слова в этом пересказе значащие, и одна фраза пересказывает весь этот перформанс. ”ж одну-то фразу проще запомнить, чем даты жизни, скажем, того же ћарсел€ ƒюшана. Ќу-ка, не скольз€ взгл€дом вверх по тексту, скажите, когда жил этот гениальный художник?


spe
¬ладислав „ерных

Ћатрина в музее - это ещЄ полбеды. ¬ наше врем€ выставл€ют еЄ содержимое - например, у буржуев есть арт-группа Sprinkle Brigade, создающа€ инсталл€ции из дерьма.  ака€ цивилизаци€ - такое у неЄ и искусство...

top
Halida Rojkova

¬ладислав, как всегда в точку!!!!! “ома, ¬ам ++++++++++++

pro
Ќадежда  ћаслова

—кажу словами сторожа из одного анекдота: "Ќу, блин, вааще............ Ёто по поводу всевозможных "новаторских" идей в искусстве.

mas
ћарк Ѕлау

¬ладислав, у Ѕидструпа последн€€ инсталл€ци€ как раз из собачьей какашки.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+