icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Елена Асвойнова-Травина
Мистика, непознанное

Почему перед экзаменами студенты не соблюдают правила личной гигиены?

  • 4656
  • 4

Почему перед экзаменами студенты не соблюдают правила личной гигиены?

Л
Люди суеверные редко задумываются над смыслом своих ритуальных действий: так принято – и всё, все верят, что это обеспечит удачу, и я верю. Между тем, изначально любое традиционное действие имело вполне конкретный смысл. Откуда взялся, например, студенческий обычай перед экзаменом не мыться, не стричь волос и ногтей, а для мужчин ещё и не бриться?

Иногда приходится слышать вполне логичное, я бы даже сказала – реалистическое объяснение: от немытого человека дурно пахнет, с ним неприятно находиться рядом, и преподаватель, движимый естественным чувством брезгливости, не станет долго «терзать» такого студента, поставит «дежурную» тройку – лишь бы он поскорей убрался из аудитории. Определённая логика в таком объяснении есть, но ведь для того, чтобы это сработало, надо не мыться недели две, не меньше, а речь идёт о том, чтобы не мыться непосредственно накануне экзамена, и уж конечно это не объясняет, почему нельзя бриться, стричь волосы или ногти.

Заметим, считать эту примету чисто студенческой нельзя: так, некоторые лётчики предпочитают не бриться и не принимать душ перед полётом, точно также поступают некоторые спортсмены перед соревнованиями. Иными словами, изначально речь идёт о том, что нельзя соблюдать правила личной гигиены вообще перед любым ответственным, а тем более – опасным делом. Судя по всему «универсальному» характеру, приметы намного древнее и университетов, и авиации, и профессионального спорта, и истоки её следует искать в мифологическом мышлении древнего человека.

Вспомним для начала, что не всегда люди мылись под душем в ванной комнате, расположенной прямо в доме, когда-то местом мытья была баня – та самая баня, в которую иной раз «посылают», бранясь… и это тоже не случайно. Баня строилась на краю двора, располагаясь дальше всех хозяйственных построек от дома. Дом же в мифологическом мышлении соответствовал миру людей, миру живых, «своему» обжитому пространству, противостоящему «чужому», враждебному окружающему пространству, ассоциируемому с потусторонним миром, населённым чудовищами. Это находит отражение, например, в представлениях о домовых: из них из всех безусловно доброжелателен к людям лишь тот, который живёт непосредственно в доме – т.е. собственно домовой, дворовой и конюшенный уже не столь дружелюбны, ещё опаснее овинник… и самый опасный из домовых – это банник! В этом отражено представление о бане, как о неком промежуточном пространстве между «своим» и «чужим», миром живых и миром мёртвых. Именно поэтому с баней связаны обычаи, окружающие любое «открытие завесы» между мирами: в баню уходила роженица, в бане невеста проводила ночь перед свадьбой (ритуальной смертью), банным потением «очищали» себя мужчины, вернувшиеся с войны или даже с охоты.

С другой стороны, вступать в соприкосновение с потусторонним миром лишний раз не рекомендуется! И конечно, не стоит этого делать перед опасным делом, когда и без того рискуешь перейти в мир иной, зачем искусственно ослаблять при этом свою связь с миром живых? Вот так и возник обычай: перед опасным делом в баню не ходить! Со временем смысл забылся, и возник обычай не мыться не только перед тем, что несёт реальную опасность для жизни, но и перед любым ответственным делом.

Что же касается стрижки, бритья и подстригания ногтей, тут своя мифологическая логика. Человек издавна приметил, что волосы и ногти растут в течение всей жизни и даже некоторое время после смерти. Этому было найдено мифологическое объяснение: в волосах заключена жизненная сила! Именно поэтому волосы и ногти были желанной добычей колдунов, желающих получить власть над человеком, их берегли, после подстригания старались немедленно уничтожить (в племени бетсилео на острове Мадагаскар у каждого знатного человека даже был специальный слуга – раманга, в обязанности которого входило поедать остриженные ногти господина). Те же, кому таинственная «жизненная сила» требовалась в повышенном количестве – колдуны, жрецы – вообще не стригли волос.

Таким образом, подстригание волос или ногтей, бритьё бороды лишало человека части его жизненной силы и вдобавок делало его уязвимым для колдовского воздействия. Зачем же рисковать перед ответственным делом, становясь ещё более уязвимым?

Таким образом, эти студенческие приметы, как и многие другие, пришли к нам из глубокой древности и основаны на мифологическом мышлении.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+