icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ѕочему перед экзаменами студенты не соблюдают правила личной гигиены?

  • 5333
  • 4

ѕочему перед экзаменами студенты не соблюдают правила личной гигиены?

Ћ
Ћюди суеверные редко задумываютс€ над смыслом своих ритуальных действий: так прин€то Ц и всЄ, все вер€т, что это обеспечит удачу, и € верю. ћежду тем, изначально любое традиционное действие имело вполне конкретный смысл. ќткуда вз€лс€, например, студенческий обычай перед экзаменом не мытьс€, не стричь волос и ногтей, а дл€ мужчин ещЄ и не бритьс€?

»ногда приходитс€ слышать вполне логичное, € бы даже сказала Ц реалистическое объ€снение: от немытого человека дурно пахнет, с ним непри€тно находитьс€ р€дом, и преподаватель, движимый естественным чувством брезгливости, не станет долго Ђтерзатьї такого студента, поставит Ђдежурнуюї тройку Ц лишь бы он поскорей убралс€ из аудитории. ќпределЄнна€ логика в таком объ€снении есть, но ведь дл€ того, чтобы это сработало, надо не мытьс€ недели две, не меньше, а речь идЄт о том, чтобы не мытьс€ непосредственно накануне экзамена, и уж конечно это не объ€сн€ет, почему нельз€ бритьс€, стричь волосы или ногти.

«аметим, считать эту примету чисто студенческой нельз€: так, некоторые лЄтчики предпочитают не бритьс€ и не принимать душ перед полЄтом, точно также поступают некоторые спортсмены перед соревновани€ми. »ными словами, изначально речь идЄт о том, что нельз€ соблюдать правила личной гигиены вообще перед любым ответственным, а тем более Ц опасным делом. —уд€ по всему Ђуниверсальномуї характеру, приметы намного древнее и университетов, и авиации, и профессионального спорта, и истоки еЄ следует искать в мифологическом мышлении древнего человека.

¬спомним дл€ начала, что не всегда люди мылись под душем в ванной комнате, расположенной пр€мо в доме, когда-то местом мыть€ была бан€ Ц та сама€ бан€, в которую иной раз Ђпосылаютї, бран€сьЕ и это тоже не случайно. Ѕан€ строилась на краю двора, располага€сь дальше всех хоз€йственных построек от дома. ƒом же в мифологическом мышлении соответствовал миру людей, миру живых, Ђсвоемуї обжитому пространству, противосто€щему Ђчужомуї, враждебному окружающему пространству, ассоциируемому с потусторонним миром, населЄнным чудовищами. Ёто находит отражение, например, в представлени€х о домовых: из них из всех безусловно доброжелателен к люд€м лишь тот, который живЄт непосредственно в доме Ц т.е. собственно домовой, дворовой и конюшенный уже не столь дружелюбны, ещЄ опаснее овинникЕ и самый опасный из домовых Ц это банник! ¬ этом отражено представление о бане, как о неком промежуточном пространстве между Ђсвоимї и Ђчужимї, миром живых и миром мЄртвых. »менно поэтому с баней св€заны обычаи, окружающие любое Ђоткрытие завесыї между мирами: в баню уходила роженица, в бане невеста проводила ночь перед свадьбой (ритуальной смертью), банным потением Ђочищалиї себ€ мужчины, вернувшиес€ с войны или даже с охоты.

— другой стороны, вступать в соприкосновение с потусторонним миром лишний раз не рекомендуетс€! » конечно, не стоит этого делать перед опасным делом, когда и без того рискуешь перейти в мир иной, зачем искусственно ослабл€ть при этом свою св€зь с миром живых? ¬от так и возник обычай: перед опасным делом в баню не ходить! —о временем смысл забылс€, и возник обычай не мытьс€ не только перед тем, что несЄт реальную опасность дл€ жизни, но и перед любым ответственным делом.

„то же касаетс€ стрижки, брить€ и подстригани€ ногтей, тут сво€ мифологическа€ логика. „еловек издавна приметил, что волосы и ногти растут в течение всей жизни и даже некоторое врем€ после смерти. Ётому было найдено мифологическое объ€снение: в волосах заключена жизненна€ сила! »менно поэтому волосы и ногти были желанной добычей колдунов, желающих получить власть над человеком, их берегли, после подстригани€ старались немедленно уничтожить (в племени бетсилео на острове ћадагаскар у каждого знатного человека даже был специальный слуга Ц раманга, в об€занности которого входило поедать остриженные ногти господина). “е же, кому таинственна€ Ђжизненна€ силаї требовалась в повышенном количестве Ц колдуны, жрецы Ц вообще не стригли волос.

“аким образом, подстригание волос или ногтей, бритьЄ бороды лишало человека части его жизненной силы и вдобавок делало его у€звимым дл€ колдовского воздействи€. «ачем же рисковать перед ответственным делом, станов€сь ещЄ более у€звимым?

“аким образом, эти студенческие приметы, как и многие другие, пришли к нам из глубокой древности и основаны на мифологическом мышлении.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+