icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
≈лена јсвойнова-“равина
ћистика, непознанное

ћожно ли гадать?

  • 2340
  • 6

ћожно ли гадать?

ѕ
ѕрежде чем говорить о допустимости или недопустимости гадани€ Ц дл€ начала разберЄмс€, что это такое. —овременный человек, не задумыва€сь, ответит: гадание Ц это способ узнать будущее. ј согласились бы с этим наши далЄкие предки-€зычники?

ѕредставьте себе Ц нет! ƒл€ древнего человека гадание было не Ђзагл€дыванием в будущееї, а способом узнать волю богов Ц точнее, их отношение к человеческим планам: угодно ли богам, чтобы € строил дом именно здесь, выдавал дочь замуж за этого человека, начинал войну с таким-то соседним государем и т.д. Ц в зависимости от обсто€тельств конкретной человеческой жизни. —ловом, в древности гадание было способом ответить на вопрос Ц правильно ли € поступаю? ƒл€ этого осматривали внутренности жертвенного животного (а то и человека), следили за полЄтом птиц, бросали дощечки с вырезанными на них рунами и т.п.   слову, некоторые мантические (т.е. гадательные) техники, идущие из €зыческих времЄн, существуют и сегодн€ (например, рунические расклады) Ц и такое гадание никогда не предскажет вам что-то вроде Ђвстречи в казенном домеї, никогда не даст конкретных рецептов: у теб€ така€-то ситуаци€, така€-то проблема, возможно такие-то варианты развити€ событий, у теб€ есть возможность сделать то-то, а что будет Ц целиком и полностью в твоих руках.

“еперь подумаем, может ли это примерить на себ€ современный человек и вообще Ц человек христианской эпохи?

Ећне вспоминаетс€ эпизод из моей школьной жизни: на уроке физкультуры мы сдавали Ђбег на врем€ї, учитель заранее сказал, за какой результат кака€ оценка ставитс€ Ц но это не мешало каждому ученику спрашивать, услышав свой результат: Ђј это насколько?ї Ќаконец, физруку это надоело Ц и он воскликнул раздражЄнно: ЂЌу что вы всЄ спрашиваете Ц € же вам нормативы сказал!ї “ак вот, не имеет ли право Ѕог сказать нечто подобное человеку, прибегающему к таким гадани€м: Ђ„то ты всЄ врем€ спрашиваешь, одобр€ю ли € каждое конкретное твоЄ действие? я же дал тебе заповеди, я дал тебе разум, чтобы ты исследовал установленные мной законы природы Ц разве этого не достаточно, чтобы понимать, правильно ли ты поступаешь? ¬ конце концов, ты не младенец Ц и я ожидаю от теб€ прин€ти€ решений на уровне взрослого разумного человека!ї

¬прочем, в позднейшие времена гадание действительно выродилось в попытки узнать будущее. ¬ определЄнной степени это пон€тно Ц будущее неизвестно, неизвестность порождает страх, хочетс€ хот€ бы знать, к чему готовитьс€Е предположим, что это возможно Ц что это нам даст? ƒействительно ли это будет хорошо дл€ нас?

Е огда читаешь древнескандинавский эпос, возникает вопрос: почему —игурд считаетс€ величайшим героем Ц что он такого особенного сделал? ћесть за отца и брата Ц это по тем временам не подвиг, это об€занность, убийство дракона особого мужества и воинского искусства от него не потребовало Ц убил из засадыЕ Ќо что действительно даЄт право считать —игурда героем Ц так это эддическа€ песнь Ђѕророчество √риппираї: некий провидец √риппир рассказывает юному —игурду всю его гр€дущую Ђбиографиюї Ц брак с √удрун в результате обмана, предательство сыновей √ьюки и бесславна€ гибель от их руки Ц и вот, выслушав всЄ это, —игурд спокойно отправл€етс€ в дом √ьюки: он убедилс€, что он никогда не уронит своей чести Ц остальное его не беспокоитЕ ј теперь скажем честно: многие ли из нас способные вот так Ц зна€ будущее Ц отправитьс€ навстречу своей судьбе? ƒавайте честно признаем: большинство из нас, зна€ свою судьбу наперЄд, свернЄт с избранного путиЕ и вот тут нас может подстерегать т.н. Ђэффект Ёдипаї. Ёто €вление не следует путать с фрейдовским Ђэдиповым комплексомї Ц и чтобы пон€ть, что это такое, вспомним миф об этом древнегреческом герое.

Е ѕри рождении Ёдипа было предсказано: ему суждено убить отца и женитьс€ на матери. Ќапуганный отец Ц фиванский царь Ћай Ц приказал рабу отнести ребЄнка в горы и убить, но раб пожалел малыша Ц убивать не стал, а просто отдал первому встречному. Ёто был раб соседнего цар€, не имевшего детей. ќн отнЄс ребЄнка своему господину, который очень обрадовалс€ такому подарку судьбы и усыновил младенца. “ак и вырос Ёдип, счита€ этого цар€ отцом, а царицу матерью Ц и уже будучи взрослым, услышал роковое предсказание, и поспешил уйти из города, куда глаза гл€д€т Ц от греха подальше. Ќа дороге встретилс€ ему человек на колеснице, который оскорбил его Ц и Ёдип в гневе убил этого человека, не подозрева€, что это был фиванский царь, его насто€щий отец. “ем временем, ‘ивы терроризирует страшный —финкс, Ёдипу удаЄтс€ победить чудовище Ц и благодарные жители провозглашают его своим царЄм, а недавно овдовевша€ царица становитс€ его женойЕ вот так и сбылось предсказание: и отца убил, и на матери женилс€Е ј разве случилось бы это, если бы ни отец Ёдипа, ни он сам впоследствии этого предсказани€ не услышали? ¬едь они сами организовали такую ситуацию, действу€ под вли€нием предсказани€Е

Ќо если в мифе некоторую роль сыграло роковое стечение обсто€тельств, то в реальной жизни эффект Ёдипа чаще всего организуетс€ установкой: увидела девушка в зеркале на св€тки парн€ Ц значит, Ђсуженыйї, а если суженый Ц так почему бы не обратить на него внимание? ј почему в зеркале увидела Ц остаЄтс€ только догадыватьс€ (совершенно необ€зательно это было результатом неосознаваемой симпатии).

≈сли уж говорить о судьбе Ц то нельз€ не вспомнить слова ј.ћен€: Ђ—удьба Ц это генетикаї. ƒействительно, если что-то и способно предопределить будущее неотвратимо Ц так это гены, и именно генетики в р€де случаев это будущее предсказывают: у вас родитс€ умственно отсталый ребЄнок, а у вас Ц слепой, а у вас Ц глухойЕ   чему привод€т такие предсказани€, все мы прекрасно знаем. “е же, кто подобно —игурду, смело идЄт навстречу судьбе, в р€де случаев обнаруживают, что врачи ошибались Ц рождаетс€ совершенно нормальный ребЄнок. —колько здоровых детей погибает из-за ошибочных Ђпредсказанийї Ц остаЄтс€ только догадыватьс€, да и в тех случа€х, где ошибки не было, мы не знаем, что произошло: может, оттого, что кто-то не захотел рожать глухого ребЄнка, мир потер€л великого художника или математика?

ѕрошу пон€ть правильно: € ни в коем случае не приравниваю генетические анализы к гаданию и не утверждаю, что их не нужно делать Ц это приведено как пример того, к чему может привести знание будущего. Ќо генетики в своих прогнозах хот€ бы основываютс€ на научных методах, многократно проверенных в экспериментах Ц а на чЄм основаны мантические техники?

—трого говор€, их можно разделить на две группы. ѕервую составл€ют методы, основанные на случайности: кака€ карта попалась под руку, на какой странице открылась книга и т.п. ћожет ли кто-нибудь объ€снить, каким образом это может быть св€зано с вашим будущем?  ак правило, дело ограничиваетс€ туманными формулировками типа ЂЌет ничего случайногої и Ђ¬ мире всЄ взаимосв€заноїЕ тот самый случай, когда ЂвсЄї значит Ђничегої. ј случайного действительно нет: на какой странице вы откроете книгу, открыва€ наугад, зависит от толщины книги, размера вашей руки Ц но никак не от событий вашего будущего.

ƒруга€ группа гадательных техник основываетс€ на Ђисследованииї сферы бессознательного (думаю, всем пон€тно, почему слово Ђисследованиеї вз€то в кавычки). ѕодобными методами пользуютс€ психологи: со времЄн ‘рейда психоаналитики расспрашивают пациентов об их сновидени€х, а тест –оршаха напоминает гадание на кофейной гущеЕ Ќо заметим: психологи на основании полученных данных не предсказывают будущее Ц а разбираютс€ с текущим психологическим состо€нием испытуемого, поскольку именно о нЄм можно получить данные такими методами! “ак не лучше ли сразу пойти к психологу Ц пользы будет ощутимо больше!

» повторим ещЄ раз: гадание родилось из страха перед будущим и из неуверенности в своих силах. ’отим ли мы быть неуверенными в себе трусами? » тем более Ц стоит ли быть таким христианину, за которым стоит ¬семогущий Ѕог?


pro
Ћеонид ƒев€тых

«амечательно... —лучай на физкультуре, приведенный в материале, практически, иллюстрирует все наше бытие...

spe
ћилана √ейко

Ћеночка!!!  ака€ умница!!! ¬ывод потр€сающий!!! ћолодец!!! ++++

deb
ёли€ ѕетрова

ќтлична€ стать€. Ќастолько точно приведены примеры, обоснованы аргументы.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+