Интернет на запрос о нигилистах выдал кучу ссылок. Как и любое явление, нигилизм мало где описывается нейтрально: один затаённо восхищается, другой откровенно презирает. Не предвзятым во многих статьях было только определение термина «нигилист»: «С латинского слова «nihil» - «ничто» - название человека, выражающего свою позицию в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов. Да и то коверкалось. Для сравнения, то же слово в толковом словаре Ушакова: «Нигилист – название человека прогрессивного, радикально-демократического образа мыслей к установившимся традициям и идеологии дворянско-буржуазного общества». Эдакий хороший дядя, против буржуев настроенный. Хотя, эта предвзятость понятна – издавался словарь в советское время, в передвоенном тысяча девятьсот сороковом году. Фактически нигилизм первый раз показал свое равнодушное ко всему лицо в тысяча сто семьдесят девятом году. Тогда это учение было предано анафеме с легкой руки папой Александром II и особого распространения не получило. А все потому, что нигилисты того времени отвергали человеческое естество Иисуса Христа.
Второй раз нигилизм промелькнул в западной философии. Употребил его немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. После него понятие начали использовать многие философы. Знаменитый Ф. Ницше, к примеру, понимал под термином «нигилизм» осознание иллюзорности христианской идеи Бога «на небе» (вспомним фразу: «Бог умер!») и идеи прогресса, которую он тоже считал версией религии. Для того чтобы наиболее ярко понять нигилистическое движение, нужно просмотреть утверждения, которых они придерживаются:
1) Нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
2) «Реальной нравственности» не существует;
3) Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Ладно бы был просто нигилизм. Но приверженцы его оказались на диво неутомимыми людьми, и создали несколько разновидностей своего движения:
1) Философский нигилизм - утверждает, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;
2) Мереологический нигилизм — позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
3) Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
4) Эпистемологический (слово-то какое!) нигилизм — отрицание знания;
5) Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
6) Правовой нигилизм - активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний.
В России слово стало популярным только после известного романа И. С. Тугренева «Отцы и дети», где автор назвал нигилистом главного героя – Евгения Базарова. Впечатление от талантливой книги и сделало крылатым слово. Сам Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров тысяча восемьсот шестьдесят второго года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первая фраза, вырвавшаяся из уст первого знакомого, увиденного Тургеневым, была такова: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»
Честно говоря, мне тоже нужно выразить свою, так сказать, авторскую позицию. И, сдается мне, что некоторые виды движения нигилистов высосаны совсем уж из пальца: тот же метафизический нигилизм, который сразу же спотыкается при столкновении с наукой.