icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Ћариса ѕопруга
 ультура и искусство

 то такой миннезингер?

  • 4387
  • 27

 то такой миннезингер?

—редние векаЕ ѕо дорогам то и дело скачут закованные в железные латы и пропахшие потом и кровью рыцари, возвращающиес€ из крестовых походов. ¬ деревн€х изнемогают от непосильного труда крепостные кресть€не, гнущие шею на жестокого феодала, а сам он надежно укрыт за каменными громадами своего замка, больше похожего на неприступную крепость. ¬ городах из-за монастырских оград слышитс€ унылый колокольный звон да проповеди св€тых отцов о греховности человека и близости конца света. ÷арит мракобесие церкви и набирает силу св€та€ инквизици€. ¬округ страх, мрак, холод, болезни, молитвы и кровь.

ƒа, все это было в средневековой ≈вропе. Ќо Ѕог, вопреки всей св€той инквизиции все-таки сотворил человека дл€ любви и добра. ѕоэтому во все времена люди т€нулись к красоте и свету. ј кто лучше поэта может рассказать о красоте и вечной любви? »менно тогда и по€вились первые рыцарские Ђпевцы любвиї Ц трубадуры и труверы во ‘ранции и миннезингеры Ц в √ермании. ќни слагали стихи и исполн€ли их под аккомпанемент арфы и виолы. ѕричем стихотворные тексты писались не на латыни, а на родном наречии. ј посв€щались стихи, конечно же, ѕрекрасной ƒаме!

√лавной темой рыцарской поэзии была любовь и служение ѕрекрасной ƒаме. ќтношение к ƒаме было такое же, как к ƒеве ћарии, только одна царила на «емле, а друга€ Ц на Ќебе. »менно с культа ѕрекрасной ƒамы в конце XI века в ѕровансе и началась куртуазна€ поэзи€ трубадуров, ее подхватили северофранцузские труверы, а на рубеже XII ЦXIII веков Ц немецкие миннезингеры. —уществует ранний, классический и поздний миннезанг Ц так с XVIII века стали называть немецкую средневековую рыцарскую лирику.

ћиннезингер (minnesinger ) в переводе с немецкого Ц певец любви (minne Ч любовь, singer Ч певец). ћиннезингер Ц об€зательно рыцарь и двор€нин, участник крестовых походов. ј ѕрекрасна€ ƒама Ц дама из высшего света, госпожа, чаще всего замужн€€ женщина, жена сеньора, желанна€ вдвойне, потому что недоступна и недос€гаема. “ом€сь в любовном плену, поэт почти не замечает окружающего мира, он как будто бродит по замкнутому кругу, упива€сь своей любовной тоской. »ногда он сетует на жестокосердие ѕрекрасной ƒамы, котора€ хот€ и благосклонно принимает его служение, но лишает своей взаимности и самых незначительных милостей. «аполучить платок возлюбленной Ц это высочайша€ милость, а поцеловать руку Ц верх блаженства.  ак и вс€кий влюбленный он втайне мечтает о близости и надеетс€, что счастье ему улыбнетс€. » даже истерзанный отча€нием, он не упрекает и не порочит ѕрекрасную ƒаму Ц разве награда не заключена уже в самой любви? ƒа и смеет ли он пос€гать на ее безупречную чистоту? ќн должен радоватьс€ хот€ бы тому, что госпожа не отвергает его песен, как в стихах ¬альтера фон дер ‘огельвейде:

Ќо в отличие от труверов и трубадуров, которые пели только о Ђвысокой любвиї, миннезингеры воспевали и рыцарские подвиги, служение Ѕогу и сюзерену, были у них эпические и философские баллады, а также песни религиозного характера. ј одному из самых талантливых миннезингеров ¬ольфраму фон Ёшенбаху (около 1170 Ц около 1220) принадлежат даже художественные обработки древних кельтских и немецких легенд и сказаний.

Ќо вершину миннезанга €вл€ет собой творчество ¬альтера фон дер ‘огельвейде (около 1170Чоколо 1230). ≈го поэзи€ €вл€етс€ лучшим образцом средневековой немецкой лирики. ќн расширил границы миннезанга, обогатив его новыми темами и облачив в новые формы. ≈го песни €рки, выразительны и жизнерадостны, а мелодии сродни фольклору. ќн впервые в рыцарской лирике воспел любовь к простой девушке из народа. » нар€ду с аристократической Ђвысокойї любовью воспевал и любовь Ђнизкуюї, далекую от чопорного этикета. √ероин€ми его песен подчас выступали не знатные дамы, заставл€ющие страдать влюбленного, а простые девушки, отвечающие на чувства поэта.

—амым €рким представителем позднего миннезанга €вл€етс€ “ангейзер (умер до 1273 года), жизнь и личность которого стали темой многих немецких легенд и сказаний. “ангейзер сочин€л пл€совые, хороводные песни в народном стиле, воспевавшие пл€ски с красавицами на цветущих лугах и чувственные пастушеские удовольстви€. ¬ них сказываетс€ жизнерадостна€, чувственна€ и несколько грубовата€ натура самого “ангейзера. –ихард ¬агнер даже написал оперу Ђ“ангейзер и сост€зание певцов в ¬артбургеї, посв€щенную личности знаменитого миннезингера.

ѕросуществовав около двух веков, в XIV веке наступает закат миннезанга. –ыцарей становитс€ все меньше, служение ѕрекрасной ƒаме уходит на второй план. ¬се €вственней за€вл€ют о себе бюргеры. » на смену рыцарскому миннезангу приходит бюргерский мейстерзанг Ц поэзи€ цеховых ремесленников, но это уже совсем друга€ истори€.


top
≈лена јсвойнова-“равина

 стати, почему-то никто не обращает внимани€: в мультфильме "Ѕременские музыканты" герой должен именоватьс€ не трубадуром, а миннезингером - ведь Ѕремен-то всЄ-таки в √ермании, а не в ќкситании!

spe
Ћариса ѕопруга

—пасибо, ¬ам, Ћеонид и Ћены!
ј про "Ѕременских музыкантов" Ћена точно подметила)))

spe
ћилана √ейко

Ћариса, никогда не слышала даже этого слова. теперь буду знать. ќчень интересна€ стать€, информативна€ и в при€тном дл€ души стиле. —пасибо огромное!!! ))) +++

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+