icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлексей ƒемин
ќкружающий мир

 то такой инсайдер

  • 15173
  • 3

 то такой инсайдер

«
«наменита€ фраза философа –оджера Ѕэкона Ђ«нание Ц силаї, украшавша€ фасады почти всех советских школ, по-прежнему актуальна, но постепенно тер€ет первоначальный смысл. ≈сли раньше под силой подразумевались собственные знани€, позвол€ющие боротьс€ с силами природы и врагами, то в современную эпоху избыточной информации, кроме собственного знани€, становитс€ не менее важно знать, что знает конкурент. Ѕольшие компании готовы платить за информацию из стана рыночных конкурентов не менее охотно, чем тратить на приобретение нового оборудовани€. ѕотому все более востребованы в экономической и политической сферах люди, нос€щие определение Ђинсайдерї (от английского inside Ц внутри).

Ётот термин возник в 30-х года прошлого века в —Ўј в сфере рынка ценных бумаг, и первоначально не носил €рко выраженной негативной окраски. ѕод инсайдерами подразумевались люди, по служебному положению имеющие доступ к конфиденциальной информации. ќднако развитие компьютерных технологий сделали круг этих людей слишком широким. ≈сли раньше секретные данные хранились в бумажном виде и занимали кучу шкафов и полок, то сейчас вс€ документаци€ легко может уместитьс€ на миниатюрной флэшке, а сама флэшка в кармане или дамской сумочке. »нформации стала настолько доступной, что в 2007 году согласно ежегодному опросу американского »нститута компьютерной безопасности проблема инсайдеров зан€ла первое место, отодвинув на вторую позицию, казалось бы, вечных лидеров подобного хит-парада Ц компьютерные вирусы, а им в спину уже дышит третий участник Ц потер€ информационных носителей (например, ноутбуков).

ѕри всей внешней жаргонности термина его в своих нормативных документах Ѕанк –оссии определил еще в 1997 году. »нструкци€ є1 Ђќ пор€дке регулировани€ де€тельности банковї давала такое обширное пон€тие инсайдеру, что под него подходили практически все служащие банков, разве что за исключением уборщиц. ѕоэтому в 2004 году в »нструкции є110-» пункт об инсайдерах стал выгл€деть более кратко Ђфизические лица, способные воздействовать на прин€тие решени€ о выдаче кредита банкомї. „то, впрочем, все равно не внесло €сности в вопросы законодательства. »менно поэтому даже фирмы, легко и непринужденно справл€ющиес€ с внешними опасност€ми, не могут усто€ть против угроз изнутри.

»так, как станов€тс€ инсайдерами? ќчень часто сотрудники получаютс€ поставщиками конфиденциальной информации о фирме ее из-за собственной халатности или наивности. ¬от пара примеров. Ѕухгалтер, чтобы сдать годовой отчет в срок, решил на выходные захватить документы домой, но неча€нно оставил портфель с бумагами в вагоне метро. »ли секретарше директора компании звонит Ђпредставительї реально существующего иногороднего филиала, и просит в св€зи с невозможностью воспользоватьс€ внутренней почтой и переслать определенные документы на его личный e-mail, при этом находит убедительные доводы в пользу дл€ всей компании подобного отступлени€ от правил. ¬ обоих случае нарушение не имеет сознательного умысла, как говоритс€, Ђхотели как лучшеЕї

¬тора€ группа, наоборот, работает под условным девизом Ђхотели как хужеЕї. Ёто обиженные на руководство фирмы сотрудники, тем не менее, собирающиес€ остатьс€ работать в ней. ¬ момент эмоциональной вспышки (после конфликта с начальством, неполучением, казалось бы, гарантированной премии, должности и т.п.) они хот€т тайно нанести компании максимально возможный урон и пытаютс€ передать имеющуюс€ у них информацию в руки оппонентов.

ќднако, как показывает практика, все равно получаетс€ ЂЕкак всегдаї. ƒальше намерений дело не идет. ¬о-первых, злобу можно выместить проще Ц сломав ценный принтер или написав нужные слова на стене туалета. ¬о-вторых, далеко не факт, что Ђкомпроматї попадет в правильные руки или будет представл€ть какую-либо ценность дл€ конкурентов.

“о же самое касаетс€ и тех, кто вот-вот покинет компанию с той лишь разницей, что они хот€т нанести урон открыто, в надежде путем шантажа получить компенсацию или хорошие рекомендации. Ќадо отметить, что это самый распространенный вид инсайдеров, и служба безопасности большинства организаций высчитывает их заранее, перекрыва€ доступ к базам данных прежде, чем будут подписаны бумаги об увольнении.

—итуаци€ в корне мен€етс€, если нело€льный к своей фирме сотрудник сначала нашел покупател€ дл€ своего товара (или нашли его), а уже потом решилс€ пойти на преступление. ¬ этом случае он точно знает, чего от него ждут конкуренты, пресса, криминальные группы, и чаще всего пойдет до конца в попытках заполучить инсайдерскую информацию. ¬едь его финансовое будущее или даже порой жизнь теперь будут зависеть от того, насколько точно будет выполнено задание.

» наконец, самый опасный вид инсайдера. ѕро них обычно пишут книги и снимают шпионские детективы. Ёто внедренные сотрудники. — целью получени€ доступа к конфиденциальным сведени€м в компанию устраиваетс€ новый сотрудник с безупречным послужным списком. ќн специально обучен входить в доверие, умеет нравитьс€ люд€м и вызывать у них непреодолимое желание поскорее поделитьс€ всеми секретами фирмы.  роме того, он получает необходимую техническую, финансовую и интеллектуальную поддержку со стороны заказчика и практически не у€звим дл€ служб внутренней безопасности.

—татистика показывает, что утечка всего 20% коммерческих секретов компании в 60% случаев приводит к ее банкротству. »менно поэтому нар€ду с принципом Ђзнай своего клиентаї большинство крупных организаций с недавних пор столь же внимательно относитс€ к принципу Ђзнай своего служащегої.


¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+