icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
Мучают вопросы? Узнай

Кто придумал детский сад?

  • 547
  • 10

Кто придумал детский сад?

Е
Есть словосочетания, настолько привычные слуху, что мы, порой, и не задумываемся, почему говорим именно так, а не иначе. Взять хотя бы словосочетание «детский сад». Почему он детский, понятно. А вот что делает здесь слово «сад» и как оно связано с детьми, не очень ясно. Остряки сразу же припомнят известное выражение «дети – цветы жизни». Особо циничные добавят, что цветы – это замечательно, все-таки лучше, когда они растут в чужом палисаднике. Тогда все укладывается в логический ряд: цветы должны расти в саду и обязательно на красивой клумбе. Вот и пестуем мы наших детишек с помощью воспитателей и нянечек в детском саду.

Так есть сегодня и, скорее всего, так будет еще долго. А как было? Не было детских садов и яслей. Вообще не было. У состоятельных граждан были няни и гувернеры, а у бедных - одна надежда на родню. Идея «совместного», то есть коллективного воспитания детей впервые была высказана и воплощена в жизнь в 1802 году. Должен же быть у идеи создания детского сада автор. Разумеется, он есть. И не какой-нибудь педагог-энтузиаст или предприимчивая домохозяйка, а шотландский миллионер и фабрикант Роберт Оуэн. Он увлекался социологией и педагогикой, мечтал о реформах в образовании и сделал немало в этой области.

Вы верите в «правильных», то есть сознательных капиталистов? В тех, кто создает для своих рабочих нормальные условия труда, организует ИХ досуг, строит школы для ИХ детей, спортзалы и бассейны для укрепления ИХ здоровья? Не верите? Я тоже не верю. Время показало, что мечты о таком хозяине несбыточны. Разумеется, были попытки отдельных - не побоюсь этого слова! - благородных людей сделать жизнь рабочих легче. Одни старались поднять заработную плату, другие проводили собрания и объясняли «политику предприятия», ходили по цехам, пожимали руки рабочим, играя в «своего» парня. И только единицы занимались улучшением рабочих мест и бытовых условий.

Как раз к ним и относится Роберт Оуэн. Удивительный человек! Только представьте: он считал обычных рабочих людьми! Очень революционно, не правда ли?! Он искренне заботился о простых людях, особенно о подрастающем поколении. Роберт Оуэн - автор стройной и прогрессивной для того времени образовательной системы. Выглядела она так: ясли, детсад, начальная школа, вечерняя школа. Главное, он воплотил свою систему в жизнь, создав условия для создания всех четырех ступеней развития ребенка.

Нас интересует только две первые ступени – ясли и детский сад. Они были созданы для малышей от года до шести. Понятно, что такие разновозрастные дети не могли находиться вместе и их следовало разделить. Малышей определяли в ясли. Деток постарше - в детский сад. С первого дня начиналось воспитание и образование. Чему учили? Главным образом коллективизму и жизни в добре и мире. Объяснять правила бесконфликтного общества – вот главная задача. Что хорошо? Жить в мире. Что плохо? Враждовать, жадничать, драться. Нельзя причинять боль другим людям, потому что это плохо. Если товарищ в беде, а ты можешь ему хоть чем-то помочь, то не медли и сделай это. Золотые правила!

Большое внимание уделялось физическому воспитанию и прогулкам на свежем воздухе. Будущий рабочий должен быть здоровым и выносливым, а посему зарядкой начиналось каждое утро. Далее дети гуляли и во время прогулки учились понимать природу, любить ее и оберегать. Потом были занятия пением, ритмикой и народными танцами, потом беседы о прекрасном. Да, да! Эстетическому воспитанию придавалось особое значение. Рисование как способ выражения личности – так звучал один из девизов этой системы. Огромное количество картин, рисунков, схем украшало стены кабинетов и коридоров этой удивительной школы. Так что наглядные пособия современных школ тоже родом оттуда.

Знаете, кого Оуэн приглашал работать воспитателями? Обычных людей, даже не имеющих педагогического образования! Он понимал, что образование не дает главного – любви к детям. Муштры, криков и насилия над личностью Оуэн не терпел, наверное, поэтому так тщательно подбирал персонал для своих яслей и садов. К тому же в каждой группе (в каждом саду, яслях) работали мужчина и женщина. Воспитание должно быть гармоничным, перекосы не допускаются. Главное в воспитателе – любовь к детям и доброжелательное к ним отношение.

Роберт Оуэн заботился не только о самых маленьких: дети постарше могли посещать начальную школу, а подростки – вечернюю. Но! Школы, ясли и детсад не были общественными. Они принимали только детей рабочих его фабрик. Зато бизнес процветал. Благодарные рабочие не жалели сил и приносили своему хозяину тройную прибыль. Говорят, что посмотреть на образцовые фабрики, на необыкновенно трудолюбивых рабочих, на их детей, которые не бегают по грязным улицам, а посещают детский сад и даже школу, приезжали издалека. Да и грязных улиц тоже не было. Рабочие жили в небольших, но чистеньких домиках и ни в чем не нуждались. Просто рай на Земле! Правда, слегка попахивает утопизмом или коммунизмом, тут с первого взгляда не разберешь.

Общественные детские сады, открытые для всех желающих, - это уже разработка немецкого педагога Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля. Собственно, и название «детский сад» тоже придумал он, как раз вспомнив о цветах жизни и необходимости особого ухода. Если уж нужен хороший урожай, то садовнику придется потрудиться. С 1837 года до 1839 года проработал первый такой детский сад в городе Бланкенбурге. Идеалист и романтик, Фрёбель. Как и Оуэн, мечтал об идеальном обществе, в котором не будет места насилию и войнам. Что для этого нужно? Воспитать высоконравственных людей. Если взрослых переделать нельзя, то дети – это воск, из которого можно слепить все, что угодно. Фрёбель выделил все положительные качества и составил рекомендации по их воспитанию. Только представьте: список добродетелей и к нему приложение с указанием необходимых методических приемов для их воспитания! Разумеется, не были забыты развивающие и подвижные игры.

Идеи Фрёбеля стали модными, последователей его методики было много. По всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитания. России тоже не отстала в этом вопросе. Но нужно отметить одну цифру: на территории Российской империи в 1913 году работало всего 147 детских дошкольных учреждений. А число детей, посещавших их, по некоторым данным составляло не более четырех тысяч. Зато теперь красота! В каждом районе свой детский сад, в котором игровые и прогулочные площадки, музыкальный и спортивный залы, комнаты для занятий, спальни. А в современной основе воспитания дошкольника до сих пор просматриваются идеи основателей – Оуэн Фрёбеля.

deb
Анатолий Пастухов

Интересно и познавательно. Честно признаюсь, что не задумывался над вопросом "Кто придумал детский сад?". Спасибо за "просвещение".

pro
Семен Цыгановский

"Вы верите в «правильных», то есть сознательных капиталистов? В тех, кто создает для своих рабочих нормальные условия труда, организует ИХ досуг, строит школы для ИХ детей, спортзалы и бассейны для укрепления ИХ здоровья? Не верите? Я тоже не верю."

Халида, я верю. Как оказалось - это самый дешевый путь избежать социальных потрясений.

mas
Марк Блау

Анатолий прав. Я тоже не задумывался над таким простым вопросом.

top
Halida Rojkova

Семен, путь правильный и дешевый, но, к сожалению, мало кто им идет.

top
Halida Rojkova

Анатолий, Марк, есть столько привычного и потому не вызывающего вопросов. Начинаешь копаться и узнаешь много нового. спасибо тому, кто задал этот вопрос.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+