icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Halida Rojkova
ћучают вопросы? ”знай

 то придумал детский сад?

  • 1165
  • 10

 то придумал детский сад?

≈сть словосочетани€, настолько привычные слуху, что мы, порой, и не задумываемс€, почему говорим именно так, а не иначе. ¬з€ть хот€ бы словосочетание Ђдетский садї. ѕочему он детский, пон€тно. ј вот что делает здесь слово Ђсадї и как оно св€зано с детьми, не очень €сно. ќстр€ки сразу же припомн€т известное выражение Ђдети Ц цветы жизниї. ќсобо циничные добав€т, что цветы Ц это замечательно, все-таки лучше, когда они растут в чужом палисаднике. “огда все укладываетс€ в логический р€д: цветы должны расти в саду и об€зательно на красивой клумбе. ¬от и пестуем мы наших детишек с помощью воспитателей и н€нечек в детском саду.

“ак есть сегодн€ и, скорее всего, так будет еще долго. ј как было? Ќе было детских садов и €слей. ¬ообще не было. ” состо€тельных граждан были н€ни и гувернеры, а у бедных - одна надежда на родню. »де€ Ђсовместногої, то есть коллективного воспитани€ детей впервые была высказана и воплощена в жизнь в 1802 году. ƒолжен же быть у идеи создани€ детского сада автор. –азумеетс€, он есть. » не какой-нибудь педагог-энтузиаст или предприимчива€ домохоз€йка, а шотландский миллионер и фабрикант –оберт ќуэн. ќн увлекалс€ социологией и педагогикой, мечтал о реформах в образовании и сделал немало в этой области.

¬ы верите в Ђправильныхї, то есть сознательных капиталистов? ¬ тех, кто создает дл€ своих рабочих нормальные услови€ труда, организует »’ досуг, строит школы дл€ »’ детей, спортзалы и бассейны дл€ укреплени€ »’ здоровь€? Ќе верите? я тоже не верю. ¬рем€ показало, что мечты о таком хоз€ине несбыточны. –азумеетс€, были попытки отдельных - не побоюсь этого слова! - благородных людей сделать жизнь рабочих легче. ќдни старались подн€ть заработную плату, другие проводили собрани€ и объ€сн€ли Ђполитику предпри€ти€ї, ходили по цехам, пожимали руки рабочим, игра€ в Ђсвоегої парн€. » только единицы занимались улучшением рабочих мест и бытовых условий.

 ак раз к ним и относитс€ –оберт ќуэн. ”дивительный человек! “олько представьте: он считал обычных рабочих людьми! ќчень революционно, не правда ли?! ќн искренне заботилс€ о простых люд€х, особенно о подрастающем поколении. –оберт ќуэн - автор стройной и прогрессивной дл€ того времени образовательной системы. ¬ыгл€дела она так: €сли, детсад, начальна€ школа, вечерн€€ школа. √лавное, он воплотил свою систему в жизнь, создав услови€ дл€ создани€ всех четырех ступеней развити€ ребенка.

Ќас интересует только две первые ступени Ц €сли и детский сад. ќни были созданы дл€ малышей от года до шести. ѕон€тно, что такие разновозрастные дети не могли находитьс€ вместе и их следовало разделить. ћалышей определ€ли в €сли. ƒеток постарше - в детский сад. — первого дн€ начиналось воспитание и образование. „ему учили? √лавным образом коллективизму и жизни в добре и мире. ќбъ€сн€ть правила бесконфликтного общества Ц вот главна€ задача. „то хорошо? ∆ить в мире. „то плохо? ¬раждовать, жадничать, дратьс€. Ќельз€ причин€ть боль другим люд€м, потому что это плохо. ≈сли товарищ в беде, а ты можешь ему хоть чем-то помочь, то не медли и сделай это. «олотые правила!

Ѕольшое внимание удел€лось физическому воспитанию и прогулкам на свежем воздухе. Ѕудущий рабочий должен быть здоровым и выносливым, а посему зар€дкой начиналось каждое утро. ƒалее дети гул€ли и во врем€ прогулки учились понимать природу, любить ее и оберегать. ѕотом были зан€ти€ пением, ритмикой и народными танцами, потом беседы о прекрасном. ƒа, да! Ёстетическому воспитанию придавалось особое значение. –исование как способ выражени€ личности Ц так звучал один из девизов этой системы. ќгромное количество картин, рисунков, схем украшало стены кабинетов и коридоров этой удивительной школы. “ак что нагл€дные пособи€ современных школ тоже родом оттуда.

«наете, кого ќуэн приглашал работать воспитател€ми? ќбычных людей, даже не имеющих педагогического образовани€! ќн понимал, что образование не дает главного Ц любви к дет€м. ћуштры, криков и насили€ над личностью ќуэн не терпел, наверное, поэтому так тщательно подбирал персонал дл€ своих €слей и садов.   тому же в каждой группе (в каждом саду, €сл€х) работали мужчина и женщина. ¬оспитание должно быть гармоничным, перекосы не допускаютс€. √лавное в воспитателе Ц любовь к дет€м и доброжелательное к ним отношение.

–оберт ќуэн заботилс€ не только о самых маленьких: дети постарше могли посещать начальную школу, а подростки Ц вечернюю. Ќо! Ўколы, €сли и детсад не были общественными. ќни принимали только детей рабочих его фабрик. «ато бизнес процветал. Ѕлагодарные рабочие не жалели сил и приносили своему хоз€ину тройную прибыль. √овор€т, что посмотреть на образцовые фабрики, на необыкновенно трудолюбивых рабочих, на их детей, которые не бегают по гр€зным улицам, а посещают детский сад и даже школу, приезжали издалека. ƒа и гр€зных улиц тоже не было. –абочие жили в небольших, но чистеньких домиках и ни в чем не нуждались. ѕросто рай на «емле! ѕравда, слегка попахивает утопизмом или коммунизмом, тут с первого взгл€да не разберешь.

ќбщественные детские сады, открытые дл€ всех желающих, - это уже разработка немецкого педагога ‘ридриха ¬ильгельма јвгуста ‘рЄбел€. —обственно, и название Ђдетский садї тоже придумал он, как раз вспомнив о цветах жизни и необходимости особого ухода. ≈сли уж нужен хороший урожай, то садовнику придетс€ потрудитьс€. — 1837 года до 1839 года проработал первый такой детский сад в городе Ѕланкенбурге. »деалист и романтик, ‘рЄбель.  ак и ќуэн, мечтал об идеальном обществе, в котором не будет места насилию и войнам. „то дл€ этого нужно? ¬оспитать высоконравственных людей. ≈сли взрослых переделать нельз€, то дети Ц это воск, из которого можно слепить все, что угодно. ‘рЄбель выделил все положительные качества и составил рекомендации по их воспитанию. “олько представьте: список добродетелей и к нему приложение с указанием необходимых методических приемов дл€ их воспитани€! –азумеетс€, не были забыты развивающие и подвижные игры.

»деи ‘рЄбел€ стали модными, последователей его методики было много. ѕо всему миру открывались курсы, на которых подробно изучались приемы воспитани€. –оссии тоже не отстала в этом вопросе. Ќо нужно отметить одну цифру: на территории –оссийской империи в 1913 году работало всего 147 детских дошкольных учреждений. ј число детей, посещавших их, по некоторым данным составл€ло не более четырех тыс€ч. «ато теперь красота! ¬ каждом районе свой детский сад, в котором игровые и прогулочные площадки, музыкальный и спортивный залы, комнаты дл€ зан€тий, спальни. ј в современной основе воспитани€ дошкольника до сих пор просматриваютс€ идеи основателей Ц ќуэн ‘рЄбел€.


deb
јнатолий ѕастухов

»нтересно и познавательно. „естно признаюсь, что не задумывалс€ над вопросом " то придумал детский сад?". —пасибо за "просвещение".

pro
—емен ÷ыгановский

"¬ы верите в Ђправильныхї, то есть сознательных капиталистов? ¬ тех, кто создает дл€ своих рабочих нормальные услови€ труда, организует »’ досуг, строит школы дл€ »’ детей, спортзалы и бассейны дл€ укреплени€ »’ здоровь€? Ќе верите? я тоже не верю."

’алида, € верю.  ак оказалось - это самый дешевый путь избежать социальных потр€сений.

mas
ћарк Ѕлау

јнатолий прав. я тоже не задумывалс€ над таким простым вопросом.

top
Halida Rojkova

—емен, путь правильный и дешевый, но, к сожалению, мало кто им идет.

top
Halida Rojkova

јнатолий, ћарк, есть столько привычного и потому не вызывающего вопросов. Ќачинаешь копатьс€ и узнаешь много нового. спасибо тому, кто задал этот вопрос.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+