icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Дмитрий Неткачев
Окружающий мир

Кто и когда создал первый самолет

  • 11984
  • 9

Кто и когда создал первый самолет

С
Сегодня добраться на далекое расстояние, преодолев несколько тысяч километров, не составляет особой проблемы. Авиационный транспорт позволяет совершать дальние перелеты в самые короткие сроки. Всего несколько часов пути и можно оказаться на другом континенте, в другой части света. В кадрах кинохроники можно увидеть самые первые полеты на самолетах братьев Райт, даже существует поверье, будто они стали первыми авиаторами. Но так ли это? Кто на самом деле создал первый самолет и совершил самый первый полет на устройстве, которое тяжелее воздуха?

9 марта 1825 г. в семье русского адмирала флота Можайского Федора Тимофеевича родился сын, которого назвали Александром. Мальчик учился в московском кадетском корпусе, готовился, как его отец стать морским офицером. После окончания (1841 г.) ему присвоили первый офицерский чин мичмана. Александра Можайского направили служить на Белое, а несколько позже перевели на Балтийское море. Семь лет плавания на различных судах сделали из молодого офицера достаточно опытного моряка, тогда ему присвоили звание лейтенанта. В тот период звания у офицерского состава росли не так быстро как сейчас, добиться повышения можно было только, показав сметливость, умение, преданность службе и отечеству.

Россия прирастала не только на восток, южный поход в Туркестан был необходим для укрепления границ в этом регионе. Англия имела свои интересы и изыскивала способы потеснить Россию не только с Европы. Вынашивались планы расширения влияния и с Азии. Поход в Туркестан осуществлялся не только по суше, часть судов была перевезена в Аральское море, а далее по рекам Амударья и Сырдарья был продолжен на небольших кораблях. Местные жители были удивлены появлению на водной глади своих рек крупных судов с пушками и многочисленными командами матросов. Поход на Хивинское ханство (1858 г.) произошел без крупных кровопролитий с обеих сторон. Был подписан мирный договор, удовлетворявший обе стороны. Молодой Можайский дал подробное описание акватории Аральского моря, отметил важные точки, где речные суда могут приставать к берегу, чтобы в перспективе иметь удобные пристани. Многими наработками речники этих рек пользуются и сегодня.

Дальнейшая служба А.Ф. Можайского продолжалась на Балтике. Здесь он заинтересовался способами посмотреть на землю и водные просторы с высоты. Под его руководством был изготовлен воздушный змей, способный поднять человека под действием силы ветра. В 1876 г. он первым поднялся в воздух на воздушном змее. Два полета убедили в правильности догадок и предположений о возможности полетов на устройствах тяжелее воздуха. Зарубежные естествоиспытатели сумели подняться в воздух на воздушных змеях значительно позже. Здесь приоритет России был неоспорим, но … Обидно за Отечество, которое не всегда чествует своих, а отдает предпочтение чужим. Видимо, правда, что нельзя быть пророком в своем отечестве.

После выхода в отставку А.Ф. Можайский продолжает работы по созданию самолета. Термин самолет предложил сам автор изобретения. После долгих лет работы ему выдается патент (1881 г.) на летательный аппарат. Это самый первый из всех существующих патентов в самолетостроении! Как работал гениальный человек, отдавший буквально все ради создания первого самолета, можно только поражаться. Все его попытки найти финансирование работ наталкивались на «стену» непонимания со стороны государства. Определенную толику препятствий внесли и иностранные эксперты (они и сегодня готовы помочь развалить Россию), к мнению которых прислушивались в военных ведомствах. Из выпрашиваемых денег Можайскому выделили около одной десятой необходимых средств. Он сумел сделать не только летающую модель самолета, полеты которой демонстрировал перед многочисленными комиссиями, он создал реальный самолет.

20 июля 1882 г., запомните эту дату, на военном поле недалеко от Красного села был совершен первый полет самого первого самолета. Он пролетел около ста метров, поднявшись на высоту около пяти метров. При посадке подломилась стойка шасси, что не позволило совершить повторный взлет. Работу признали секретной, самолет еще долго находился на взлетном поле. Время разрушило его полностью. «Помощь» снова оказали иностранные специалисты, которые поняли, насколько Можайский опередил время. Было сделано все, чтобы закрыть это направление в России. Еще несколько раз талантливый человек пытался воссоздать свой самолет и оснастить его более совершенными двигателями, но ему так и дали возможности закончить начатое. В 1890 г. Александр Федорович Можайский скончался.

Многие последующие работы по самолетостроению (в основном зарубежные, а их подхватили и у нас) утверждают, что полета не было. Но член комиссии адмирал С.С. Лесовский в своих мемуарах, спустя годы, описал полет самолета Можайского. Он привел численные значения дальности и высоты полета. Братья Райт первый полет на своем аэроплане совершили только свой полет только 17 декабря 1903 г. Их самолет пролетел около тридцати метров, поднявшись на высоту около трех метров. О Можайском хотели забыть многие, сегодня знают о братьях Райт, умаляя труд морского офицера российского флота Александра Федоровича Можайского.

mas
Дмитрий Неткачев

Немного из истории развития техники, в частности о создании первого самолета. Думаю, что будет интересно.

deb
Юрий Пономаренко

Хорошая статья, интересная.Дмитрий, с датами опечатки получились."В 1990 г. Александр Федорович Можайский скончался" и "9 марта 1925 г" во втором абзаце . А то получилось - родился позже, чем школу закончил))) +++

deb
Татьяна Балабан

Статья действительно интересная. Задуманное удалось на все 100 %.+++

mas
Дмитрий Неткачев

Спасибо, Татьяна. К сожалению, мы потеряли много и в сегодняшнем самолетостроении. Совсем немного стран могли утверждать, что они строят современные самолеты. СССР строил их достаточно много, качество удовлетворяло многих. Как будет дальше, покажет время.

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+