icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
ƒмитрий Ќеткачев
ќкружающий мир

 то и когда создал первый самолет

  • 12860
  • 9

 то и когда создал первый самолет

—егодн€ добратьс€ на далекое рассто€ние, преодолев несколько тыс€ч километров, не составл€ет особой проблемы. јвиационный транспорт позвол€ет совершать дальние перелеты в самые короткие сроки. ¬сего несколько часов пути и можно оказатьс€ на другом континенте, в другой части света. ¬ кадрах кинохроники можно увидеть самые первые полеты на самолетах братьев –айт, даже существует поверье, будто они стали первыми авиаторами. Ќо так ли это?  то на самом деле создал первый самолет и совершил самый первый полет на устройстве, которое т€желее воздуха?

9 марта 1825 г. в семье русского адмирала флота ћожайского ‘едора “имофеевича родилс€ сын, которого назвали јлександром. ћальчик училс€ в московском кадетском корпусе, готовилс€, как его отец стать морским офицером. ѕосле окончани€ (1841 г.) ему присвоили первый офицерский чин мичмана. јлександра ћожайского направили служить на Ѕелое, а несколько позже перевели на Ѕалтийское море. —емь лет плавани€ на различных судах сделали из молодого офицера достаточно опытного мор€ка, тогда ему присвоили звание лейтенанта. ¬ тот период звани€ у офицерского состава росли не так быстро как сейчас, добитьс€ повышени€ можно было только, показав сметливость, умение, преданность службе и отечеству.

–осси€ прирастала не только на восток, южный поход в “уркестан был необходим дл€ укреплени€ границ в этом регионе. јнгли€ имела свои интересы и изыскивала способы потеснить –оссию не только с ≈вропы. ¬ынашивались планы расширени€ вли€ни€ и с јзии. ѕоход в “уркестан осуществл€лс€ не только по суше, часть судов была перевезена в јральское море, а далее по рекам јмударь€ и —ырдарь€ был продолжен на небольших корабл€х. ћестные жители были удивлены по€влению на водной глади своих рек крупных судов с пушками и многочисленными командами матросов. ѕоход на ’ивинское ханство (1858 г.) произошел без крупных кровопролитий с обеих сторон. Ѕыл подписан мирный договор, удовлетвор€вший обе стороны. ћолодой ћожайский дал подробное описание акватории јральского мор€, отметил важные точки, где речные суда могут приставать к берегу, чтобы в перспективе иметь удобные пристани. ћногими наработками речники этих рек пользуютс€ и сегодн€.

ƒальнейша€ служба ј.‘. ћожайского продолжалась на Ѕалтике. «десь он заинтересовалс€ способами посмотреть на землю и водные просторы с высоты. ѕод его руководством был изготовлен воздушный змей, способный подн€ть человека под действием силы ветра. ¬ 1876 г. он первым подн€лс€ в воздух на воздушном змее. ƒва полета убедили в правильности догадок и предположений о возможности полетов на устройствах т€желее воздуха. «арубежные естествоиспытатели сумели подн€тьс€ в воздух на воздушных зме€х значительно позже. «десь приоритет –оссии был неоспорим, но Е ќбидно за ќтечество, которое не всегда чествует своих, а отдает предпочтение чужим. ¬идимо, правда, что нельз€ быть пророком в своем отечестве.

ѕосле выхода в отставку ј.‘. ћожайский продолжает работы по созданию самолета. “ермин самолет предложил сам автор изобретени€. ѕосле долгих лет работы ему выдаетс€ патент (1881 г.) на летательный аппарат. Ёто самый первый из всех существующих патентов в самолетостроении!  ак работал гениальный человек, отдавший буквально все ради создани€ первого самолета, можно только поражатьс€. ¬се его попытки найти финансирование работ наталкивались на Ђстенуї непонимани€ со стороны государства. ќпределенную толику преп€тствий внесли и иностранные эксперты (они и сегодн€ готовы помочь развалить –оссию), к мнению которых прислушивались в военных ведомствах. »з выпрашиваемых денег ћожайскому выделили около одной дес€той необходимых средств. ќн сумел сделать не только летающую модель самолета, полеты которой демонстрировал перед многочисленными комисси€ми, он создал реальный самолет.

20 июл€ 1882 г., запомните эту дату, на военном поле недалеко от  расного села был совершен первый полет самого первого самолета. ќн пролетел около ста метров, подн€вшись на высоту около п€ти метров. ѕри посадке подломилась стойка шасси, что не позволило совершить повторный взлет. –аботу признали секретной, самолет еще долго находилс€ на взлетном поле. ¬рем€ разрушило его полностью. Ђѕомощьї снова оказали иностранные специалисты, которые пон€ли, насколько ћожайский опередил врем€. Ѕыло сделано все, чтобы закрыть это направление в –оссии. ≈ще несколько раз талантливый человек пыталс€ воссоздать свой самолет и оснастить его более совершенными двигател€ми, но ему так и дали возможности закончить начатое. ¬ 1890 г. јлександр ‘едорович ћожайский скончалс€.

ћногие последующие работы по самолетостроению (в основном зарубежные, а их подхватили и у нас) утверждают, что полета не было. Ќо член комиссии адмирал —.—. Ћесовский в своих мемуарах, спуст€ годы, описал полет самолета ћожайского. ќн привел численные значени€ дальности и высоты полета. Ѕрать€ –айт первый полет на своем аэроплане совершили только свой полет только 17 декабр€ 1903 г. »х самолет пролетел около тридцати метров, подн€вшись на высоту около трех метров. ќ ћожайском хотели забыть многие, сегодн€ знают о брать€х –айт, умал€€ труд морского офицера российского флота јлександра ‘едоровича ћожайского.


mas
ƒмитрий Ќеткачев

Ќемного из истории развити€ техники, в частности о создании первого самолета. ƒумаю, что будет интересно.

deb
ёрий ѕономаренко

’ороша€ стать€, интересна€.ƒмитрий, с датами опечатки получились."¬ 1990 г. јлександр ‘едорович ћожайский скончалс€" и "9 марта 1925 г" во втором абзаце . ј то получилось - родилс€ позже, чем школу закончил))) +++

deb
“ать€на Ѕалабан

—тать€ действительно интересна€. «адуманное удалось на все 100 %.+++

mas
ƒмитрий Ќеткачев

—пасибо, “ать€на.   сожалению, мы потер€ли много и в сегодн€шнем самолетостроении. —овсем немного стран могли утверждать, что они стро€т современные самолеты. ———– строил их достаточно много, качество удовлетвор€ло многих.  ак будет дальше, покажет врем€.

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+