icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
јлександр  уц
“ехника и »нтернет

 ак в ———– родилась магнитофонна€ культура?

  • 2289
  • 11

 ак в ———– родилась магнитофонна€ культура?

 
 ак в ———– зарождалась эта культура? ƒостаточно непросто и нелегко. ¬едь в то врем€, когда на капиталистическом «ападе производство магнитофонов и их попул€ризаци€ была непосредственно св€зана с коммерцией, то в —оветском —оюзе Ц с идеологической и культурной цензурой.

¬ 1949 году с подачи многим известного ’рущева Ќикиты —ергеевича, был запущен в серийное производство первый бобинный магнитофон, который мог быть использован в быту. ќн получил название Ђƒнепр-1ї и изготавливалс€ в  иеве. ≈го производство было св€зано с замыслами будущего руководител€, который предполагал использовать данный аппарат непосредственно дл€ агитационно-просветительских целей.

¬ то врем€ эти магнитофоны стоили баснословных денег дл€ обыкновенного советского гражданина. ѕозволить приобрести себе такую технику могли лишь очень немногие обыватели. ¬ основном их приобретали ƒома культуры, студии.

  1960 году было налажено производство так называемых магнитофонных приставок. ¬едь на то врем€ у многих дома сто€ли радиолы (приличные Ђагрегатыї, совмещающие в себе проигрыватель граммофонных пластинок и радиоприемник). ѕриставка подключалась к радиоле и позвол€ла проигрывать бобинную магнитофонную ленту.

—о временем магнитофоны были усовершенствованы, по€вились первые транзисторные бобинники, улучшалось и качество воспроизводимого и записываемого звука. ѕо€вились стереофонические магнитофоны с довольно хорошим (по тем временам) качеством звука. ≈стественно, что с развитием магнитофонной промышленности снижалась и цена на подобную технику.

”же ко второй половине 1970 года подобный аппарат был неотъемлемой принадлежностью дл€ каждого меломана, но все же цена на них была достаточно высокой (или была зарплата слишком маленькой).

я не стану описывать свое знакомство с первым в моей жизни магнитофоном, это займет много времени. Ќо это было что-то с чем-то. —колько восторга, радости, размотанных и запутанных магнитофонных лент!

Ќо свою основную роль эта техника сыграла в жизни самоде€тельных музыкантов и певцов. Ћюбой человек мог зафиксировать свой голос, свое музыкальное произведение на магнитной ленте пр€мо у себ€ дома. Ћюди получили возможность не только записывать, но и тиражировать записи, перезаписывать с пластинок на магнитофонную ленту. ѕо€вилс€ первый Ђ»нтернетї (ведь были сотни тыс€ч магнитофонов, которые соедин€лись невидимыми проводами, в роли которых выступали люди и их отношени€). ќн уверенными ударами начал разрушать тогдашнюю монополию государственных магазинов и звукозаписывающих студий. — этого момента и началась Ђмагнитофонна€ культураї.

Ћюбой гражданин с магнитофоном обретал независимость от предлагаемого советским искусством весьма ограниченного ассортимента музыкальных произведений. ќн мог выбрать, что ему слушать.  упленную редкостную пластинку можно было растиражировать на сотни магнитофонных лент.

—вою роль в глобальных масштабах магнитофоны сыграли дл€ тогдашних бардов, многие из них в дальнейшем стали весьма попул€рны. «аписывали не только дома, но и на выступлени€х и концертах. ¬ те времена, как это ни странно, бардовские записи особенно не преследовались тогдашним законодательством, Ђблатныхї композиций вообще не было. –асходилась подобна€ музыка по рукам, на пластинках она не издавалась, не транслировалась по радио.

ј вот любител€м рока, а тем-более самим музыкантам, которые играли рок-музыку, пришлось не сладко. ¬едь в домашних услови€х возможности качественно записать звучание ударных инструментов, электрогитар, синтезаторов и так далее, практически не было. ƒл€ этих целей, требовалась хоть кака€-никака€, но студи€, да и аппаратура дл€ записи нужна посерьезней. «вукозаписывающие студии не работали с рок-музыкантами, мало кому удавалось записатьс€ на той же Ђћелодииї. ћногим из рок-музыкантов не давали проводить их концерты, срывали выступлени€, привлекали к уголовной ответственности за антисоветскую музыку. ƒа, немало было Ђпохороненої рок-групп 1970 годов. Ќо речь не о том.

Ќекоторые не захотели миритьс€ с таким положением дел, они не сидели, сложа руки в ожидании милости свыше. “ак вот, эти самые некоторые музыканты решили, что уж лучше они будут и записывать свои композиции, игра€ на акустических гитарах, чем вообще перестанут играть и распростран€ть свою музыку в широкие массы. ¬едь магнитофоны и микрофоны позвол€ли довольно качественно записать акустическую музыку. » вот на магнитной ленте по€вились Ђ—иний альбомї Ѕориса √ребенщикова и Ђј ¬ј–»”ћјї, Ђ—ладка€ NЕї ћайка ћауменко, группа Ђ »Ќќї и ¬иктор ÷ойЕ

јкустическа€ запись превратилась в жизненную необходимость и перестала быть забавой, как на «ападе. ѕо€вились первопроходцы в самоде€тельной звукорежиссуре, такие как ј. “ропилло, ј  утиков, ё. ћорозов и другие. Ќачалось восхождение так называемой Ђавантюрнойї эпохи магнитофонной культуры. ѕод прикрытием различных радиорубок, детских самоде€тельных кружков начали работать подпольные звукозаписывающие студии.   примеру, јндреем “ропилло был организован кружок Ђзвукозаписи и акустикиї в ƒоме юного техника. ≈му удалось создать практически полноценную студию, которую посещали далеко не одни пионеры. «десь обрели жизнь альбомы јЋ»—џ, «ќќѕј– ј, ј ¬ј–»”ћј, ЌќЋя и другие.

¬ дальнейшем запись, а также распространение музыки самоде€тельных коллективов начало приносить кроме морального удовольстви€ еще и неплохую прибыль. ѕо€вилась цела€ подпольна€ индустри€, в которой одни записывали, другие переписывали, третьи занимались распространением. –осло и качество записи. ≈стественно нашим энтузиастам было очень далеко до уровн€ западных студий, но конкурировать с Ђћелодиейї они могли почти на равных. ¬едь государственна€ фирма грамзаписи находилась в столь жестких рамках, что записи ансамблей эстрады урезались без жалости и сомнений, превраща€ хорошую и насто€щую музыку в стерильно-непорочную фонограмму. ”бирались все резкие звуки, частоты сводились к минимуму.

Ќо самым великим открытием, было внедрение пон€ти€ Ђмагнитного альбомаї как самосто€тельного музыкального полотна. Ѕлагодар€ этому рок-творчество в ———– приобрело осознанный, логичный и упор€доченный вид. —тало легко и просто ориентироватьс€ в многообразии различных записей. Ѕольшое значение приобрели магнитные альбомы в с 1983 по 1985 годы, когда музыка в стиле рок была подвержена репрессии со стороны тогдашней власти. ћузыкантов попросту лишали возможности выступать публично на сцене, на концертах.

¬озможно, это прозвучит слишком громко, но, на мой взгл€д, рок-музыка в ———– выжила и более того, приобрела свои черты, да что там, просто состо€лась как музыкальное направление благодар€ магнитофонной культуре и отдельно вз€тым непокоренным энтузиастам.


deb
Olek Lewandowsky

 ласс! ѕрочитал, как в детство окунулс€!+++ ” мен€ была "¬есна", а потом знакомый родителей (плавающий) привез двухкассетник "Ўарп" - вот это счастье было :) ј в школе когда дискотеки проводили, включали запрещенные кассеты... потом пионерские и комсомольские собрани€, выговоры и т.п. - романтика :)

deb
Ќаталь€ –еутова

јлександр - € просто восхищаюсь статьей! ќ, сколько близких сердцу имен, сколько воспоминаний... ∆аль, что + может быть только 1

deb
јлександр  уц

—пасибо :) ј мое знакомство начиналось с лампового бобинника "Ќќ“ј", ну а дальше пошло-поехало.

spe
Ћариса ѕопруга

’ороша€ стать€! ¬ детстве мечтала о бобинном магнитофоне, но денег не было купить. “олько когда по€вились дешевые кассетные, мама наконец-то купила +

¬ам необходимо или зарегистрироватьс€, чтобы оставл€ть комментарии
выбор читател€

¬ыбор читател€

16+