icon-star icon-cart icon-close icon-heart icon-info icon-pause icon-play icon-podcast icon-question icon-refresh icon-tile icon-users icon-user icon-search icon-lock icon-comment icon-like icon-not-like icon-plus article-placeholder article-plus-notepad article-star man-404 icon-danger icon-checked icon-article-edit icon-pen icon-fb icon-vk icon-tw icon-google
Александр Куц
Техника и Интернет

Как в СССР родилась магнитофонная культура?

  • 2946
  • 11

Как в СССР родилась магнитофонная культура?

К
Как в СССР зарождалась эта культура? Достаточно непросто и нелегко. Ведь в то время, когда на капиталистическом Западе производство магнитофонов и их популяризация была непосредственно связана с коммерцией, то в Советском Союзе – с идеологической и культурной цензурой.

В 1949 году с подачи многим известного Хрущева Никиты Сергеевича, был запущен в серийное производство первый бобинный магнитофон, который мог быть использован в быту. Он получил название «Днепр-1» и изготавливался в Киеве. Его производство было связано с замыслами будущего руководителя, который предполагал использовать данный аппарат непосредственно для агитационно-просветительских целей.

В то время эти магнитофоны стоили баснословных денег для обыкновенного советского гражданина. Позволить приобрести себе такую технику могли лишь очень немногие обыватели. В основном их приобретали Дома культуры, студии.

К 1960 году было налажено производство так называемых магнитофонных приставок. Ведь на то время у многих дома стояли радиолы (приличные «агрегаты», совмещающие в себе проигрыватель граммофонных пластинок и радиоприемник). Приставка подключалась к радиоле и позволяла проигрывать бобинную магнитофонную ленту.

Со временем магнитофоны были усовершенствованы, появились первые транзисторные бобинники, улучшалось и качество воспроизводимого и записываемого звука. Появились стереофонические магнитофоны с довольно хорошим (по тем временам) качеством звука. Естественно, что с развитием магнитофонной промышленности снижалась и цена на подобную технику.

Уже ко второй половине 1970 года подобный аппарат был неотъемлемой принадлежностью для каждого меломана, но все же цена на них была достаточно высокой (или была зарплата слишком маленькой).

Я не стану описывать свое знакомство с первым в моей жизни магнитофоном, это займет много времени. Но это было что-то с чем-то. Сколько восторга, радости, размотанных и запутанных магнитофонных лент!

Но свою основную роль эта техника сыграла в жизни самодеятельных музыкантов и певцов. Любой человек мог зафиксировать свой голос, свое музыкальное произведение на магнитной ленте прямо у себя дома. Люди получили возможность не только записывать, но и тиражировать записи, перезаписывать с пластинок на магнитофонную ленту. Появился первый «Интернет» (ведь были сотни тысяч магнитофонов, которые соединялись невидимыми проводами, в роли которых выступали люди и их отношения). Он уверенными ударами начал разрушать тогдашнюю монополию государственных магазинов и звукозаписывающих студий. С этого момента и началась «магнитофонная культура».

Любой гражданин с магнитофоном обретал независимость от предлагаемого советским искусством весьма ограниченного ассортимента музыкальных произведений. Он мог выбрать, что ему слушать. Купленную редкостную пластинку можно было растиражировать на сотни магнитофонных лент.

Свою роль в глобальных масштабах магнитофоны сыграли для тогдашних бардов, многие из них в дальнейшем стали весьма популярны. Записывали не только дома, но и на выступлениях и концертах. В те времена, как это ни странно, бардовские записи особенно не преследовались тогдашним законодательством, «блатных» композиций вообще не было. Расходилась подобная музыка по рукам, на пластинках она не издавалась, не транслировалась по радио.

А вот любителям рока, а тем-более самим музыкантам, которые играли рок-музыку, пришлось не сладко. Ведь в домашних условиях возможности качественно записать звучание ударных инструментов, электрогитар, синтезаторов и так далее, практически не было. Для этих целей, требовалась хоть какая-никакая, но студия, да и аппаратура для записи нужна посерьезней. Звукозаписывающие студии не работали с рок-музыкантами, мало кому удавалось записаться на той же «Мелодии». Многим из рок-музыкантов не давали проводить их концерты, срывали выступления, привлекали к уголовной ответственности за антисоветскую музыку. Да, немало было «похоронено» рок-групп 1970 годов. Но речь не о том.

Некоторые не захотели мириться с таким положением дел, они не сидели, сложа руки в ожидании милости свыше. Так вот, эти самые некоторые музыканты решили, что уж лучше они будут и записывать свои композиции, играя на акустических гитарах, чем вообще перестанут играть и распространять свою музыку в широкие массы. Ведь магнитофоны и микрофоны позволяли довольно качественно записать акустическую музыку. И вот на магнитной ленте появились «Синий альбом» Бориса Гребенщикова и «АКВАРИУМА», «Сладкая N…» Майка Мауменко, группа «КИНО» и Виктор Цой…

Акустическая запись превратилась в жизненную необходимость и перестала быть забавой, как на Западе. Появились первопроходцы в самодеятельной звукорежиссуре, такие как А. Тропилло, А Кутиков, Ю. Морозов и другие. Началось восхождение так называемой «авантюрной» эпохи магнитофонной культуры. Под прикрытием различных радиорубок, детских самодеятельных кружков начали работать подпольные звукозаписывающие студии. К примеру, Андреем Тропилло был организован кружок «звукозаписи и акустики» в Доме юного техника. Ему удалось создать практически полноценную студию, которую посещали далеко не одни пионеры. Здесь обрели жизнь альбомы АЛИСЫ, ЗООПАРКА, АКВАРИУМА, НОЛЯ и другие.

В дальнейшем запись, а также распространение музыки самодеятельных коллективов начало приносить кроме морального удовольствия еще и неплохую прибыль. Появилась целая подпольная индустрия, в которой одни записывали, другие переписывали, третьи занимались распространением. Росло и качество записи. Естественно нашим энтузиастам было очень далеко до уровня западных студий, но конкурировать с «Мелодией» они могли почти на равных. Ведь государственная фирма грамзаписи находилась в столь жестких рамках, что записи ансамблей эстрады урезались без жалости и сомнений, превращая хорошую и настоящую музыку в стерильно-непорочную фонограмму. Убирались все резкие звуки, частоты сводились к минимуму.

Но самым великим открытием, было внедрение понятия «магнитного альбома» как самостоятельного музыкального полотна. Благодаря этому рок-творчество в СССР приобрело осознанный, логичный и упорядоченный вид. Стало легко и просто ориентироваться в многообразии различных записей. Большое значение приобрели магнитные альбомы в с 1983 по 1985 годы, когда музыка в стиле рок была подвержена репрессии со стороны тогдашней власти. Музыкантов попросту лишали возможности выступать публично на сцене, на концертах.

Возможно, это прозвучит слишком громко, но, на мой взгляд, рок-музыка в СССР выжила и более того, приобрела свои черты, да что там, просто состоялась как музыкальное направление благодаря магнитофонной культуре и отдельно взятым непокоренным энтузиастам.

deb
Olek Lewandowsky

Класс! Прочитал, как в детство окунулся!+++ У меня была "Весна", а потом знакомый родителей (плавающий) привез двухкассетник "Шарп" - вот это счастье было :) А в школе когда дискотеки проводили, включали запрещенные кассеты... потом пионерские и комсомольские собрания, выговоры и т.п. - романтика :)

deb
Наталья Реутова

Александр - я просто восхищаюсь статьей! О, сколько близких сердцу имен, сколько воспоминаний... Жаль, что + может быть только 1

deb
Александр Куц

Спасибо :) А мое знакомство начиналось с лампового бобинника "НОТА", ну а дальше пошло-поехало.

spe
Лариса Попруга

Хорошая статья! В детстве мечтала о бобинном магнитофоне, но денег не было купить. Только когда появились дешевые кассетные, мама наконец-то купила +

Вам необходимо или зарегистрироваться, чтобы оставлять комментарии
выбор читателя

Выбор читателя

16+